Добраться до Транссиба

Подписан контракт на строительство железной дороги от Элегеста до Курагино

ЭкспертБизнес

Добраться до Транссиба

Подписан контракт на строительство железной дороги от Элегеста до Курагино — это самый известный железнодорожный долгострой в России. Уже через несколько лет Тува получит надежную связь с Транссибирской магистралью, а угольная промышленность — еще 15 млн тонн экспорта

Сергей Кудияров

Из-за логистических ограничений уголь Тувы не приносил региону большой пользы. Фото: ТАСС

Глава РЖД Олег Белозеров и гендиректор Тувинской энергопромышленной корпорации (ТЭПК) Руслан Байсаров подписали соглашение о строительстве железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино. Согласно этому документу, монополия выступит генеральным подрядчиком строительства линии к Элегестскому угольному месторождению. Это будет первая железнодорожная линия в Туве, которая сегодня представляет собой глухой медвежий угол, отрезанный Саянами от остальной страны.

Уже известно, что дорога будет строиться в однопутном исполнении. Ее протяженность составит 410 км. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки восьми тоннелей общей длиной 11 км и возведения 127 мостов протяженностью около 16 км. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге. По данным РЖД, инвестиции в проект составят около 126,6 млрд рублей (без НДС), а ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год.

ТЭПК владеет лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения, к которому и подойдет новая дорога. Месторождение обладает значительными запасами коксующегося угля, который используется в металлургии. Строительство железнодорожной линии будет идти одновременно с возведением угольного терминала в порту Ванино на Дальнем Востоке и созданием обогатительной фабрики на самом месторождении. Сроки ввода в эксплуатацию всех объектов синхронизированы.

В апреле 2018 года ТЭПК стала участником концессионного соглашения о строительстве железнодорожной линии Кызыл — Курагино.

Перспективная магистраль Элегест—Кызыл—Курагино придаст импульс развитию угольной промышленности Тувы

Сибирский долгострой

История этого проекта началась почти полтора десятилетия назад. Еще в 2005 году о планах строительства дороги заявила Енисейская промышленная компания (ЕПК) Сергея Пугачева, на тот момент владевшая лицензией на разработку Элегестского месторождения. Логика компании понятна: уголь — груз крупнотоннажный, возится на значительные расстояния и большими партиями. Идеальный транспорт для таких условий — железная дорога.

В 2007 году проект был одобрен правительством России. В марте 2011 года институт «Томгипротранс» завершил разработку проекта дороги, а в декабре того же года Владимир Путин вбил первый символический костыль на стройке дороги.

Однако бизнес-империя Пугачева не справилась с долговым бременем, начался ее раздел. ЕПК, вместе с лицензией на Элегест и проектом строительства железной дороги, были выкуплены Русланом Байсаровым и Игорем Алтушкиным (ныне основной акционер Русской медной компании). Сумма сделки тогда оценивалась в немалые 2,5 млрд долларов. Как оказалось, купили кота в мешке, с огромными долгами, о которых сбежавший за границу Пугачев умолчал. В 2013 году лицензия на Элегест у ЕПК была отозвана, а сама компания признана банкротом.

Однако уже в том же 2013 году Байсаров снова сделал попытку войти в Туву, опять купив потерянную ЕПК лицензию на разработку месторождения. По его собственным словам, он приобрел ее за 548 млн рублей, а проектную документацию — за символические 6,5 млн рублей. И, разумеется, сразу же снова встал вопрос об оживлении проекта строительства железной дороги.

Дальше было заключено концессионное соглашение. Его условия предусматривали, что дорогу построит «ТЭПК Кызыл — Курагино», в котором по 47,5% принадлежало ТЭПК Байсарова и компании «Лидер» (управляет пенсионными фондами), а 5% доставалось РЖД. Весь проект оценивался в 192,4 млрд рублей, из которых по 28,9 млрд рублей приходилось на ТЭПК и «Лидер», еще 134,6 млрд рублей предполагалось привлечь за счет размещения проектных облигаций (на пятнадцать лет при доходности «инфляция плюс 4%»). Государство гарантировало минимальную доходность, при необходимости — выпуск и погашение облигаций. С другой стороны, государство обеспечивало себе право расторжения соглашения, если вместе со строительством дороги не будет развернута добыча угля и построена обогатительная фабрика.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ароматы улетучились от маркировки Ароматы улетучились от маркировки

Почему срывается пилотный проект по размещению QR-кодов на духах

РБК, сентябрь'19
Город вне времени: путеводитель по Лондону сериала «Пенниуорт» Город вне времени: путеводитель по Лондону сериала «Пенниуорт»

Лондон послужил декорациями для нового сериала о судьбе легендарного Пенниуорта

National Geographic, сентябрь'19
За сокращение вредных выбросов: борьба Ма Чжуня За сокращение вредных выбросов: борьба Ма Чжуня

Он дает людям возможность знать все о загрязнениях

National Geographic, сентябрь'19
На сколько поднимется уровень моря? Ученые нашли ответ в доисторической пещере На сколько поднимется уровень моря? Ученые нашли ответ в доисторической пещере

Исследователи пришли к неутешительным выводам

National Geographic, сентябрь'19
Ученые получили два эмбриона северного белого носорога: еще один шаг к спасению подвида Ученые получили два эмбриона северного белого носорога: еще один шаг к спасению подвида

Пока их хранят в жидком азоте, а затем пересадят суррогатным матерям

National Geographic, сентябрь'19
Психологический эксперимент: что произойдет, если смотреть другому человеку в глаза 10 минут Психологический эксперимент: что произойдет, если смотреть другому человеку в глаза 10 минут

Очередная загадка человеческого разума

National Geographic, сентябрь'19
Секрет в голове: чем дышит морская змея? Секрет в голове: чем дышит морская змея?

Ещё один неплохой способ доставить кислород в организм!

National Geographic, сентябрь'19
Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями

Некоторые люди используют физическую оболочку для расширения своих возможностей

РБК, сентябрь'19
«Кто ты такая?» Разгадан давний секрет когтистой лягушки «Кто ты такая?» Разгадан давний секрет когтистой лягушки

Многовековая загадка когтистой лягушки Фрейзера раскрыта

National Geographic, сентябрь'19
Грибок стал зерном проблемы Грибок стал зерном проблемы

Калининградская область не может экспортировать рекордный урожай пшеницы

РБК, сентябрь'19
Монблан оккупировали «безумные» альпинисты. Президента Франции просят избавиться от них Монблан оккупировали «безумные» альпинисты. Президента Франции просят избавиться от них

Мэр французского города Шамони обратился к Эмманюэлю Макрону с просьбой о помощи

National Geographic, сентябрь'19
Яс – остров развлечений! Яс – остров развлечений!

Можете вообразить парк аттракционов площадью 25 км²? Он существует в реальности!

National Geographic, сентябрь'19
Первый в мире клонированный кот оказался совершенно не похож на оригинал Первый в мире клонированный кот оказался совершенно не похож на оригинал

В биотехнологической компании Sinogene объяснили это издержками производства

National Geographic, сентябрь'19
Камчатский вулкан выбросил 5-километровый столб пепла Камчатский вулкан выбросил 5-километровый столб пепла

Это может помешать полётам воздушных судов

National Geographic, сентябрь'19
Как бегемоту чистят зубы: видео Как бегемоту чистят зубы: видео

Даже животным необходимо заботиться о зубах!

National Geographic, сентябрь'19
Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity

Близкая и далекая Красная планета может стать для нас более понятной

Naked Science, август'19
Взятие Зимнего Взятие Зимнего

Северная столица навсегда осталась городом поэтов, революций и метелей

GQ, сентябрь'19
Экстренный выпуск Экстренный выпуск

Двадцать лет назад человечество получило лучший год в истории кино

GQ, сентябрь'19
Стечение обстоятельств Стечение обстоятельств

Скотч делают из ячменя, но это далеко не главный ингредиент

Вокруг света, сентябрь'19
Линия поддержки Линия поддержки

В связи с пенсионной реформой в России появилась новая категория граждан

Огонёк, сентябрь'19
Зеленский пришел к власти Зеленский пришел к власти

Времени на раскачку у Зеленского нет: избиратель может потерять терпение

Эксперт, сентябрь'19
Тина Канделаки: Мои дети такие же ранимые, как и я Тина Канделаки: Мои дети такие же ранимые, как и я

Хрупкая Тина — настоящий завоеватель мира

Добрые советы, сентябрь'19
«В удачу я не верю» «В удачу я не верю»

Александра Устюгова в октябре будет можно увидеть на сцене «Вегас Сити Холла»

Добрые советы, сентябрь'19
Злая судьба украинских моторов Злая судьба украинских моторов

Китай получил формальный контроль над «Мотор Сич», но его хозяином так и не стал

Эксперт, сентябрь'19
Не всё то золото, что блестит Не всё то золото, что блестит

Эрик Винд об опасностях, подстерегающих коллекционеров

Robb Report, сентябрь'19
Бездрожжевая культура Бездрожжевая культура

Косметологи и гастроэнтерологи наперебой рекомендуют противогрибковую диету

Tatler, сентябрь'19
Жареным не пахнет Жареным не пахнет

Сегодня уже миллионы кухонь в России оснащены вытяжками

Лиза, сентябрь'19
Нам незачем больше встречаться Нам незачем больше встречаться

Андрей Малахов перечитывает сообщения от Аллы Константиновны Вербер

Tatler, сентябрь'19
Знак согласия Знак согласия

Редакция Cosmo решила повторить сюжет фильма с Джимом Керри «Всегда говори «да»

Cosmopolitan, сентябрь'19
Анджелина Джоли Анджелина Джоли

Актриса и лицо аромата Mon Guerlain готова явить миру «новую Анджелину»

Elle, сентябрь'19