Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

TatlerРепортаж

Роман с камнем

Основательница важнейшей галереи «Золотой мили» Марианна Сардарова открывает на Арбате шестиэтажное здание своего фонда. Альберт Галеев объясняет, почему это будет самое светское арт-место Москвы 2020 года.

Марианна Сардарова в строящемся здании своего фонда в Трубниковском переулке. Шелковая рубашка, BOTTEGA VENETA; кожаные кюлоты, LOEWE; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

Наших героев мы в «Татлере» называем по имени-отчеству в двух случаях. Когда шутим и когда говорим очень серьезно. Про Марианну Любимовну Сардарову мы не шутим никогда. Она — столп московского света и краеугольный камень «Золотой мили». Там работает ее галерея Ruarts, под гостеприимной крышей которой уже пятнадцать с лишним лет Марианна Любимовна, самолично стоя за стойкой бара, наливает милым друзьям Ruinart Blanc de Blancs. А в числе милых друзей за эти годы побывали художники всех степеней заслуженности и перспективности и мастера искусства зарабатывать деньги, виртуозные дирижеры и балетные премьеры, худруки больших, малых и модных театров и шеф-редакторы глянцевых журналов, государственные мужья и рублевские жены, отцы и дети, пиковые дамы и герои нашего времени. Если когда-нибудь напишут роман «Санкционная война и мир», вместо Анны Павловны Шерер салон, в котором вершатся судьбы, в нем будет держать Марианна Любимовна Сардарова.

Сейчас она снова за стойкой, правда, пьем мы воду и кофе. Праздник запланирован на вечер, снова придут только свои, в этот раз не в татлеровском, а в прямом смысле — сотрудники галереи. Большая светская вечеринка впереди — весной, когда в Трубниковском переулке откроется здание фонда Ruarts. Тем, кто сейчас схватился за сердце от мысли, что иссякнет святой источник рюинара у стен Зачатьевского монастыря, сообщаем: галерея на Остоженке никуда не денется. Там продолжат показывать и продавать наше современное искусство, принимать гостей и комплименты, Марианна Любимовна будет, по собственному выражению, «всегда за стойкой, как успешная буфетчица». В здании же фонда разместится коллекция отечественного искусства, собранная за все эти годы ею и ее командой. А в коллекции — более двух тысяч единиц хранения, от живописи Игоря Вулоха до скульптур Айдан Салаховой и мозаичных рельефов Дмитрия Аске. Экспозиция, которую регулярно будут менять (для этого каждый год собираются приглашать нового куратора), займет три этажа из шести. Брейгеля, Мане, Ренуара, Шагала, Серебрякову здесь пока показывать не будут — это бриллианты личной коллекции Сардаровой.

Нет, мы в «Татлере», конечно, за то, чтобы в Москве было много вечеринок, хороших и разных, и радуемся еще больше, когда эти вечеринки проходят в храмах искусства. Там, помимо прочего, почти всегда хороший фон для фотографий светской хроники: сегодня Баския из запасников Бернара Арно, завтра — надувные лобстеры, послезавтра — Роман Аркадьевич Абрамович в голубом джемпере. Но ведь это инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — безразмерный. А татлеровскому человеку 2020 года где найти еще хотя бы минут тридцать на экскурсию в новый музей? Чем его приманить?

— Люди ходят на то, что им понятно, — говорит Сардарова. — На Андрея Бартенева, выставку которого в Московском музее современного искусства поддерживал наш фонд, пришло за день три тысячи человек. И это только на вернисаж. На Йоко Оно, которую наш фонд только что показал там же, тоже стояла очередь.

Да и сама Марианна Любимовна не пропускает в городе знаковых выставок.

— Показ коллекции Щукина и фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее был потрясающим! Да, я все посмотрела. По мне, таких инициатив должно быть больше. В этом городе очень мало всего происходит. Даже притом что появились крупные культурные институции — все равно категорически мало.

В ее собственной галерее за пятнадцать лет прошло сто две выставки. Само собой, я не рассчитываю, что из всех них она сможет выбрать самую памятную и рассказать о ней. Но она выбирает и рассказывает.

— В 2005‑м мы привезли Спенсера Туника, американского фотографа, — вспоминает Марианна Любимовна. — Никто в России его до нас не показывал. На тот момент для Москвы это была немного провокация. Мы собирались организовать для него большую съемку, но не получилось.

Тут надо сказать, что Туник работает в жанре живых картин. Собирает сотни, тысячи людей в одном месте, раздевает и фотографирует. Но в городе, в котором не то что арт-молебен провести нельзя, а даже сундук на Красной площади не поставишь, не раскаявшись и не покаявшись, даже имя Марианны Сардаровой открывает не все двери. Тунику пришлось ограничиться камерной съемкой — для тишайшей молодежной биеннале.

По этой причине в новом здании фонда, разумеется, будет образовательный лекторий с мультимедиазоной, под них отдают весь пятый этаж.

Шерстяной кейп, VALENTINO; шелковое платье, SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO; пластиковые солнцезащитные очки, MYKITA; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

— Мы хотим, чтобы люди не пугались искусства, — говорит Сардарова. — Ведь искусство — это вирус, которым очень приятно заразиться. Что-то новое для себя открывать, что‑то новое видеть. Нравится тебе это или не нравится — другая история. Нужно все смотреть. Я всегда говорю: «Это как путешествие». Я, путешествуя, совершенно открыта к тому, что увижу. Любое знание обогащает.

Марианна Любимовна думает о том, что было бы неплохо делать лекции не только для героинь «Татлера», но и для их мужей, которые решили осознанно коллекционировать. Для чудных крошек специальную программу придумал молодой художник Алексей Лука, заметный участник международных биеннале и форумов уличного искусства в России, Европе, Марокко.

Ну а на шестой этаж в Трубниковском, 6, «частично переедет» наша любимая барная стойка вместе со всей шумной толпой друзей, от Сати Спиваковой, Ирады Зейналовой и Екатерины Шипулиной до Михаила Друяна и Андрея Малахова. Интересуюсь, отчего для создания нового места светской силы был выбран глухой пятачок в подбрюшье Арбата. Соседи здесь — посол США в Спасо-хаусе да редакция холдинга «Совершенно секретно». Может, надо было присмотреться к столичным паркам культуры и отдыха, где музеи хорошо приживаются и пускают корни? На ВДНХ, например, или еще в каких-нибудь Сокольниках очень не хватает и параллелепипедов работы притцкеровских лауреатов, и очередей за духовной пищей, а не только на фестивалях варенья.

— Здание в Трубниковском мне подарил муж, — с улыбкой объясняет Сардарова. — В этом районе тоже не хватает культурных институций.

Над перестройкой особняка работает то же бюро «Атриум», архитекторы которого возвели гулливерскую лестницу посреди галереи Ruarts в Первом Зачатьевском, один из ее главных инстапоинтов.

— Несколько таких фишек должны из этого помещения перейти в новое, — рассказывает Марианна Любимовна.

Она не исключает, что станет разбавлять наше актуальное искусство мировой классикой из своей личной коллекции и использовать работы, которые сейчас находятся в домах детей Сардаровых в Нью-Йорке, Лондоне и Москве: русский стрит-арт, фотографию.

Но точно ли коллекции фонда нужна постоянная московская прописка? Для многих воспылавших патриотизмом отечественных собирателей это оказалось дорогой с односторонним движением. Меньше всего повезло Институту русского реалистического искусства, основанному банкиром Алексеем Ананьевым: после его бегства были арестованы здание и коллекция. Основателю Музея русского импрессионизма Борису Минцу тоже пришлось оставить родину и своих Кустодиева с Кончаловским, но, к счастью, культурная институция на фабрике «Большевик» продолжает принимать посетителей. В Музее старинных музыкальных инструментов «Собрание» Давида Якобашвили тоже можно пока еще созерцать клетки с поющими птичками, хоть ФСБ провела там обыск, после которого основатель счел необходимым продолжать «зарабатывать деньги на содержание музея» за рубежом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Между нами Между нами

Форма мира Лизы Аминовой вмещает в себя гедонистические виды спорта и любовь

Tatler
«Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно «Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно

Израильская писательница №1 об антисемитизме, косых взглядах и любви к детям

Forbes
Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
6 вопросов, которые нужно задать начальнику на новой работе, чтобы ему понравиться 6 вопросов, которые нужно задать начальнику на новой работе, чтобы ему понравиться

Первое впечатление — самое главное

Playboy
Экономить на себе?! Экономить на себе?!

Сокращаем расходы на косметику без ущерба для красоты

Cosmopolitan
Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета

Cчитаем, сколько стоит Homo sapiens, 1 штука

Популярная механика
Хороша Даша Хороша Даша

Дарья Коновалова впервые рассказывает о знакомстве с Борисом Березовским

Tatler
Алкогений: Эрнест Хемингуэй Алкогений: Эрнест Хемингуэй

Нестареющая икона международной богемы Эрнест Хемингуэй

Maxim
Что нам стоит дом построить Что нам стоит дом построить

Что можно построить из дерева и почему стоит полюбить этот натуральный материал

AD
Усталость и отеки ног: причины и лучшие средства для лёгкой походки Усталость и отеки ног: причины и лучшие средства для лёгкой походки

Рассказываем, почему отекают ноги и как с этим бороться

Cosmopolitan
Спорт с утра — а не опасно ли? Тренер рассказывает, когда лучше заниматься Спорт с утра — а не опасно ли? Тренер рассказывает, когда лучше заниматься

Мы решили узнать у экспертов, вредно ли тренироваться по утрам

Cosmopolitan
Неспокойная звезда: когда взорвется Бетельгейзе Неспокойная звезда: когда взорвется Бетельгейзе

В отличие от большинства звезд, Бетельгейзе все знают лично

Популярная механика
Почему диеты не работают, а люди годами ходят в спортзал и не меняются? Почему диеты не работают, а люди годами ходят в спортзал и не меняются?

Юлия Вихрева поделилась эффективной стратегией похудения

Cosmopolitan
Проект сверхтяжелого танка: каким бывает оружие пропаганды Проект сверхтяжелого танка: каким бывает оружие пропаганды

Первая мировая война стала ареной для испытаний различных видов нового оружия

Популярная механика
Почему на тебе плохо сидит одежда и как это исправить — отвечает стилист Почему на тебе плохо сидит одежда и как это исправить — отвечает стилист

Как носить главные вещи весны-2020 девушкам с разным телосложением

Cosmopolitan
Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки? Кемские волости. Зачем Конституции «территориальные» поправки?

Продолжаем обсуждение предложенных Городом и Миром поправки в Конституцию

СНОБ
Письма счастья Письма счастья

Объясняем, как правильно писать завещания

Tatler
Одножильный или многожильный провод: какой лучше взять для домашней проводки? Одножильный или многожильный провод: какой лучше взять для домашней проводки?

Какой провод выбрать для монтажа домашней проводки?

CHIP
Стая товарищей Стая товарищей

Повесть о том, что значит быть собакой, и о том, что значит быть человеком

Наука и жизнь
Что посмотреть: 15 любимых фильмов Уэса Андерсона, режиссера «Отеля Гранд Будапешт» и «Семейки Тененбаум» Что посмотреть: 15 любимых фильмов Уэса Андерсона, режиссера «Отеля Гранд Будапешт» и «Семейки Тененбаум»

От японской анимации до классики французской новой волны

Esquire
Эпизод седьмой: предательство и подлог Эпизод седьмой: предательство и подлог

Кардинал Войелло обнаруживает неожиданного союзника, а папу предают

Esquire
Владислав Листьев Владислав Листьев

Правила жизни телеведущего и журналиста Владислава Листьева

Esquire
«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком «Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком

Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу независимым игрокам?

Forbes
Что делать, если с похмелья болит голова: полезные лайфхаки и действенные методы Что делать, если с похмелья болит голова: полезные лайфхаки и действенные методы

Иногда похмелья не миновать, но его можно побороть

Playboy
«Он обиделся и ушел готовить»: самые смешные и честные истории о сексе втроем «Он обиделся и ушел готовить»: самые смешные и честные истории о сексе втроем

Наши героини поделились забавными историями о своем первом опыте секса втроем

Cosmopolitan
Стать вегетарианцем в зрелом возрасте: плюсы и минусы Стать вегетарианцем в зрелом возрасте: плюсы и минусы

Стоит ли вставать на вегетарианский путь и какие подводные камни нас ждут

Psychologies
Правила жизни Стива Джобса Правила жизни Стива Джобса

Знаменитый предприниматель, один из основателей Apple

Esquire
Продюсер премии WHERETOEAT — о нашем ответе гиду Michelin Продюсер премии WHERETOEAT — о нашем ответе гиду Michelin

Интервью с генеральным продюсером премии WHERETOEAT Ириной Тиусониной

РБК
«Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами «Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами

На Берлинском кинофестивале показали новый фильм Салли Поттер

Esquire
Почему все выключатели и автоматы включаются вверх, а отключаются вниз? Почему все выключатели и автоматы включаются вверх, а отключаются вниз?

Большинство выключателей света включают питание вверх, сделано это не просто так

CHIP
Открыть в приложении