Дизельные моторы на самом деле не так вредны, как об этом говорят

ЭкспертАвто

Битва за дизель

Дизельные моторы на самом деле не так вредны, как об этом говорят на фоне непрекращающихся «дизельгейтов» и прочих скандалов. Производители заявляют, что новые технологии позволяют снизить вредные выбросы от дизельных двигателей до минимума

Алексей Грамматчиков

Дизель от Bosch: в десять раз меньше выбросов. Фото Алексей Грамматчиков

Аресты, обыски, тюремные сроки. Беспрецедентные скандалы вокруг махинаций с данными о вредных выбросах дизельных автомобилей продолжаются. Сейчас они перекинулись из США в Европу: например, в Германии в июне был задержан руководитель автомобильного концерна Audi Руперт Штадлер, в его квартире прошел обыск, и теперь он официально обвиняется в мошенничестве и подлоге. В Штутгарте идут обыски в офисе компании Porsche, прокуратура ведет расследование в отношении трех высокопоставленных менеджеров, один из которых —член правления концерна.

Одновременно прокуратура Штутгарта уже более года ведет расследование в отношении сотрудников Daimler, которых обвиняют в мошенничестве и использовании рекламы, оперировавшей неверными показателями о содержании вредных веществ в выхлопных газах. В отношении BMW с марта этого года прокуратура Мюнхена ведет расследование, подозревая баварского автомобилестроителя в том, что примерно на 11 тысячах дизельных автомобилях было установлено программное обеспечение, позволяющее скрывать данные о высоком уровне вредных веществ в выхлопах. В подлоге данных о выхлопе автомобильных двигателей обвиняют также Opel. Наконец, 13 июня судебные органы Германии приняли решение, что по итогам расследования Volkswagen должен в Германии заплатить штраф в размере миллиарда евро по делу о манипуляциях с программным обеспечением дизельных двигателей.

На фоне этих скандалов дизельные моторы вызывают всю большую критику, этот тип двигателей обвиняют в неэкологичности. Обсуждается даже полный запрет дизельных машин. Например, в Германии власти Гамбурга в середине июня уже утвердили первый запрет на проезд дизельных машин на двух участках центральной автомагистрали протяженностью 0,58 и 1,6 км. Вполне возможно, что в скором времени этому примеру последуют муниципальные власти других европейских городов.

Удар по автопроизводителям

Гонения на дизельные машины наносят серьезный удар по европейскому автопрому. До сих пор они занимают значительную долю автомобильного рынка, которая в последнее время начала снижаться: по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в рекордном для дизельных моторов 2011 году доля продаж машин с этими двигателями в Европе составляла почти 56% всех новых машин. По итогам же прошлого года она сократилась до 44% (см. график) и продолжает падать: по данным исследовательской компании ААА Data, за первый квартал продажи в абсолютных величинах снизились на 17%.

Из-за столь серьезного падения продаж компании, связанные с дизельными технологиями, несут большие убытки. В последнее время они пытаются заявить, что на самом деле моторы на «тяжелом» топливе не так страшны для окружающей среды. А некоторые новые технологии позволяют сделать их даже более экологичными, чем моторы бензиновые.

В частности, с подобным заявлением недавно выступил один из ведущих мировых производителей автомобильных компонентов (в том числе для дизельных моторов) компания Bosch, которая центральной темой своего традиционного ежегодного отчета о деятельности концерна сделала вопрос о будущем дизельных двигателей.

На пресс-конференции в Штутгарте председатель правления Bosch Фолькмар Деннер заявил об успешном финансовом годе компании: выручка от продаж выросла до 78,1 млрд евро, а прибыль (до уплаты налогов) достигла рекордных 5,3 млрд евро. Однако Bosch не без оснований опасается, что снижение спроса на машины с дизельными моторами в ближайшем будущем больно ударит по бизнесу компании, так как значимая доля ее продаж в области автокомпонентов связана с моторами такого типа. «У дизеля определенно есть будущее. Сегодня мы бы хотели раз и навсегда поставить точку в дискуссии о закате дизельной технологии», — заявил Фолькмар Деннер.

Более экологичный, чем бензин

В ходе пресс-конференции Bosch представил новую технологию: в частности, чтобы добиться низких показателей вредных выбросов, инженеры компании усовершенствовали систему впрыска топлива, разработали новую технологию управления потоками воздуха (air management system), а также создали интеллектуальную систему управления температурой сгорания (intelligent temperature management). Например, для обеспечения оптимальной нейтрализации вредных оксидов азота температура выхлопных газов должна быть выше 200 °C. В городских условиях автомобили зачастую не успевают прогреться до этой температуры. А благодаря новой интеллектуальной системе управления температурой для дизельных двигателей, которая в активном режиме осуществляет регулирование температуры выхлопных газов, выхлопная система остается в достаточно разогретом состоянии, чтобы обеспечивать низкий уровень выбросов.

Такие технические разработки, по словам представителей Bosch, позволяют дизельным моторам достичь впечатляющих результатов по экологичности. Напомним, что с 2017 года в европейском законодательстве содержится требование, что объем выбросов оксидов азота у новых моделей пассажирских автомобилей не должен превышать 168 мг на километр пройденного пути. С 2020 года эта норма будет ужесточена до 120 мг. Однако уже сегодня объем выбросов оксидов азота у автомобилей, использующих новейшую дизельную технологию Bosch, составляет всего 13 мг на километр — примерно в десять раз меньше.

Автомобили с новыми дизельными двигателями от Bosch были представлены журналистам для тестирования, в котором участвовал и корреспондент «Эксперта». По результатам теста выбросы новых двигателей действительно оказались на заявленном низком уровне: в частности, как показали датчики, выбросы вредных оксидов азота даже в городском цикле управления не превышали 12 мг на километр.

«Мы должны вернуть доверие к автопроизводителем и дизельным моторам, потребительские и экологические характеристики которых на самом деле могут превосходить двигатели бензиновые, — рассказал “Эксперту” Уве Рашке, член правления совета директоров Bosch. — Еще в 1990-е годы дизельный мотор был, в представлении большинства, чем-то громким, шумным, чадящим. С тех пор дизельные технологии шагнули далеко вперед, сегодня такой мотор обладает рядом преимуществ: он более экономичен, отличается более высокой динамикой. Выбросов сажи у него теперь нет, а выбросы углекислого газа у него всегда были меньше, чем у бензиновых моторов. Да, дизель всегда критиковали за высокий уровень оксидов азота. Но наша новая технология показывает, что и они могут быть сведены к минимуму».

По словам Уве Рашке, дизельные моторы рано сбрасывать со счетов. Электромобили динамично развиваются, но до сих пор стоят дорого, да и электроэнергия для них должна вырабатываться с помощью безвредных источников. Так что в ближайшее годы и бензиновые, и дизельные моторы останутся основой большей части продукции мирового автопрома. Новые технологии Bosch, к сожалению, нельзя применить для переделки уже выпущенных моторов, но компания в ближайшее время намерена активно внедрять их в производство новых дизельных силовых агрегатов, которые теперь будут на порядок более экологичными.

Штутгарт — Москва

Грузовики сбавляют скорость

Российский рынок грузовиков притормозил рост: если в марте и апреле текущего года он прибавил 27 и 20% соответственно, то по итогам мая, как подсчитало агентство «Автостат», он увеличился лишь на 9%, до 6,1 тыс. единиц. Несмотря на замедление темпов, продажи грузовиков будут идти вверх. «Грузооборот в России растет, поэтому спрос на коммерческий транспорт не снижается. Сейчас он даже выше предложения, некоторые машины приходится ждать», — говорит Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. По мнению Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic, значимым фактором роста продаж стало то, что парк грузовых автомобилей в России очень старый: более 60% грузовиков в стране выпущены больше десяти лет назад, и эта техника требует замены.

Audi демонстрирует рост

Мировые продажи немецкого автопроизводителя Audi AG в первом полугодии 2018-го увеличились на 4,5% в годовом выражении, до 949,3 тыс. легковых автомобилей, говорится в пресс-релизе компании. При этом продажи в Европе снизились на 4,2%, до 439,45 тыс. штук (выросли продажи только в Испании — на 4,1%, до 31,5 тыс. штук, и Италии — на 1,5%, до 35,5 тыс. штук). Наибольшее уменьшение объема продаж среди европейских стран наблюдалось во Франции (минус 13,7%, до 28,6 тыс. машин). На других континентах динамика продаж Audi была разнонаправленной. В США продажи выросли на 4,8%, до 107,9 тыс. штук, а в Мексике упали на 0,5%, до 6,9 тыс. В Бразилии за первое полугодие объем продаж уменьшился на 2,4%, до 4,3 тыс. штук, зато в Китае и Гонконге за аналогичный период было продано 306,5 тыс. новых Audi — на 20,3% больше, чем годом ранее.

50 млн автомобилей Mazda

Mazda Motor Corporation сообщила, что совокупный объем автомобилей Mazda, произведенных в Японии за всю историю компании, превысил 50 млн единиц. История Mazda как автопроизводителя началась в 1931 году, когда компания начала выпуск трехколесного грузовика на заводе в Хиросиме. В 1960 году стартовало производство компактного R360 Coupe, таким образом компания впервые выступила в сегменте пассажирских автомобилей. Другой завод был открыт в 1982 году в городе Хофу (префектура Ямагути). Японские заводы Mazda выступают флагманами для других предприятий компании по всему миру: разработанные здесь решения быстро внедряются и на дочерних производствах. Текущий годовой план Mazda по продажам составляет 1,66 млн автомобилей. Компания рассчитывает к марту 2024 года нарастить производственные мощности по всему миру до двух миллионов машин в год.

«Гора легенд» в Сочи

В Сочи открыта первая и единственная в России внедорожная трасса Mercedes-Benz для испытаний нового G-класса под названием «Гора легенд». Трасса расположена на высоте 960 м над уровнем моря на горнолыжном курорте «Горки Город» на Красной Поляне в Сочи. Она была построена по образцу специальной тестовой трассы Mercedes-Benz на горе Шёкль, которая находится недалеко от завода по производству автомобилей G-класса в австрийском городе Грац. Поездки по трассе доступны всем желающим, во время тестдрайва каждого участника сопровождает профессиональный инструктор, который оказывает поддержку при осуществлении различных маневров. На внедорожном маршруте есть как легкие участки, так и экстремальные, на высоте до 1370 м.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ценности в новой реальности Ценности в новой реальности

Власти Ленинградской области всегда открыты к диалогу с промышленниками

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Куда катится мир Куда катится мир

На каких машинах мы ездим, почему выбираем именно их и куда нас это заведет

Men Today
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Предисловие Предисловие

Мир не таков, каким его видно: мозг каждого из нас «видит» и «слышит» по-своему

Вокруг света
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании

Как правильно организовать работу с молодыми специалистами

Forbes
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Без паники! 10 быстрых приемов против стресса Без паники! 10 быстрых приемов против стресса

Нужно снять напряжение? Вот способы, которые не требуют специальной подготовки

Лиза
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
5 признаков, указывающих на то, что вы по-настоящему зрелая личность 5 признаков, указывающих на то, что вы по-настоящему зрелая личность

Можете ли вы похвастаться тем, что достигли психологической зрелости?

Maxim
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Почему от вина болит голова: рассказывает невролог Почему от вина болит голова: рассказывает невролог

Почему от белых вин голова болит реже, чем от красных?

СНОБ
Папу в детскую! Папу в детскую!

Что делать, если твой муж все время пытается увильнуть от роли отца?

Лиза
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Первое собеседование в жизни: правила успеха Первое собеседование в жизни: правила успеха

Как подготовиться к собеседованию, особенно к первому в жизни

Psychologies
Что делать бизнесу с фейками в сети Что делать бизнесу с фейками в сети

Со всеми фейковыми публикациями можно бороться по одной схеме

Inc.
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Открыть в приложении