Как же выглядел невероятный проект автомобиля Dale?

РБКАвто

Главная афера XX века: невероятная история автомобиля Dale

Космические технологии, рекордно низкая цена, спасение от топливного кризиса и женщина-руководитель, готовая утереть нос «большой тройке». Как выглядел невероятный проект Dale?

756516795445234.jpg
Фото: zhuanlan.zhihu.com

Топливный кризис 1973 года навсегда изменил автомобильную реальность Америки. Огромные помпезные дредноуты и грохочущие масл-кары мигом превратились из мечты в обузу, а местные производители не успели сориентироваться в новой обстановке и за считанные годы уступили солидную долю рынка экономичным и удобным моделям из Японии.

Но была в США одна компания, которая грозилась заткнуть за пояс «большую тройку» в лице General Motors, Ford и Chrysler. По крайней мере, так все выглядело на словах — столь же громких, сколь и убедительных.

В 1974 году, когда рядовые американские автолюбители уже вдоволь настрадались от дефицита топлива, десятки газет по всей стране разразились новостью: грядет революция. Мол, новая компания со звучным именем Twentieth Century Motor Car Company (да-да, почти как в книге «Атлант расправил плечи») скоро выпустит машину с расходом не больше 4 литров на 100 километров и максималкой в 140 км/ч.

756516746501763.jpg
Petersen Automotive Museum

Вернее, не совсем машину, а скорее трицикл с единственным задним колесом и мотоциклетным двухцилиндровым мотором на 40 л.с. — но при этом со стильным аэродинамичным кузовом, комфортным салоном и привычными органами управления. Да еще и по цене всего в 2000 долларов, то есть дешевле самого простого Volkswagen Beetle!

Более того, было заявлено, что к проектированию привлечены аэрокосмические инженеры (хайп вокруг лунной программы «Аполлон» еще не начинал утихать), а кузов автомобиля выполнен из невиданного доселе пластика. Дескать, его изначально разрабатывали для огнеупорной обшивки «Шаттлов», а прочность материала такова, что при ударе с 50 км/ч автомобилю не сделается вообще ничего. И президент компании якобы в этом убедилась на практике, сев за руль, разогнавшись и врезавшись в стену.

756516809130805.jpg
flickr.com / autohistorian

Женщина у руля

Да, именно «убедилась». Во главе Twentieth Century Motors стояла женщина по имени Джеральдин Элизабет «Лиз» Кармайкл. И если сейчас подобное в порядке вещей, то 50 лет назад казалось абсолютно немыслимым. Да и озвученная биография впечатляла: дочь небогатого фермера получила дипломы инженера-механика и экономиста в университетах Огайо и Майями, вышла замуж за сотрудника NASA, родила от него пятерых детей, овдовела. Но не сдалась и решила дать Америке автомобиль мечты.

Первой ступенькой на этой лестнице стало знакомство с конструктором-самоучкой Дэйлом Клиффтом. В 1973 году тот построил гениальную по своей простоте штуковину: взял мотоцикл Honda Super Hawk, ампутировал ему переднюю вилку и руль, а оставшееся водрузил внутрь металлической пространственной рамы, вместо металла или пластика обшитой кожзамом.

756516802997675.jpg
hemmings.com

Спереди у машины появилось два мотоциклетных колеса, внутри стояли спортивные кресла, руль и педали — словом, получалось дешево, сердито и очень экономично. Именно эту конструкцию Лиз Кармайкл взяла за основу будущего автомобиля, который назвали в честь изобретателя — Dale.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении