«Неплодородная почва»: как бесплодие стало поводом для стигматизации женщин
Сегодня во многих странах отмечается общее снижение уровня рождаемости, связанное, в том числе, с проблемой бесплодия. Инфертильность остается преимущественно «женской темой»: именно женщин чаще обвиняют в том, что они не могут зачать, хотя мужской фактор в этом вопросе имеет большое значение. Разбираемся, как на протяжении столетий женщины подвергались стигматизации из-за бесплодия и почему эта проблема до сих пор остается актуальной.
Бесплодие и его причины
Под инфертильностью или бесплодием понимают болезнь женской или мужской репродуктивной системы, из-за которой не наступает беременность после года регулярных незащищенных половых актов.
Среди причин, которые вызывают бесплодие у женщин, выделяют проблемы с овуляцией и непроходимость фаллопиевых труб, а также особенности строения матки. Что касается инфертильности у мужчин, то она чаще всего вызвана проблемами с семяизвержением, отсутствием спермы или ее недостаточным количеством, а также аномальными формами сперматозоидов и их низкой подвижностью. В ряде случаев определить, почему наступает бесплодие, невозможно: те средства диагностики, которые существуют сегодня, не всегда способны выявить, с чем связана неспособность иметь ребенка. Такие случаи называют необъяснимой инфертильностью.
Причиной инфертильности может стать сочетание мужских и женских факторов, которые приводят к бесплодию конкретной пары. По статистике, в развивающихся странах каждая четвертая пара сталкивается с бесплодием, а глобально около 15% пар имеют проблемы с зачатием ребенка. При этом примерно 30% случаев инфертильности связаны с женскими факторами, еще 30% — с мужскими, и в отношении оставшихся 40% случаев не удается выявить причину бесплодия.
Несмотря на то, что инфертильность — это в равной степени женская и мужская проблема, очень часто под бесплодием подразумевают именно женское состояние. Так возникает стигматизация, при которой в неспособности иметь ребенка в паре обвиняют главным образом женщину.
Как менялось представление об инфертильности
Стигматизация бесплодия существует давно: на протяжении многих веков отсутствие возможности иметь детей, как правило, связывали с женским фактором. При описании женщин, которые не могли иметь детей, использовали различные метафоры вроде «неплодородной почвы», тем самым давая понять, что инфертильность — это недостаток и слабость. Такие женщины подвергались критике и были вынуждены терпеть социальные лишения.
Еще в IV веке до нашей эры Гиппократ связывал бесплодие с проблемами матки: она, по его словам, могла быть слишком мягкой или твердой, открытой или закрытой, неправильного размера или слабой. Гиппократ также указывал, что параметры фигуры самой женщины могут быть причиной бесплодия. Женщина в его понимании считалась здоровой в том случае, если у нее не было проблем с репродуктивной функцией.
Позднее, в эпоху Средневековья, бесплодие могло объясняться вмешательством дьявола или ведьмы. Ведьмой, к тому же, могли считать саму женщину, которая была неспособной к деторождению. Бесплодие могли считать наказанием за грехи (ведь Бог призывал людей «плодиться и размножаться», и в интерпретации средневекового человека деторождение становилось благословением, а бесплодие — проклятием, наказанием, «божьей карой») или, наоборот, испытанием. Высказывались и предположения о том, что бесплодие связано с мужским здоровьем и нехваткой «подходящего семени».
Тогда же появилась идея о том, что бесплодие можно вылечить, если принимать лекарства, сделанные из половых органов животных. Сохранились записи рецептов из Англии XIV–XV веков, которые «помогали» лечить инфертильность. При этом участие мужчины не всегда считалось необходимым: многие лекарства должна была принимать только женщина. Например: «Возьмите яички зайца и яички поросенка и сожгите их в порошок, и дайте этот порошок женщине, чтобы она могла зачать ребенка». Рецепт мог быть и таким: «Чтобы женщина быстро зачала, варите кошачью мяту с вином, пока она не уменьшится на треть [от его объема] и дайте ей пить натощак в течение трех дней». Были средства, которые предписывалось применять обоим партнерам, но не существовало рецептов, ориентированных исключительно на мужчин.