Ставка в развитии завода «Москвич» — создание отечественных электрокаров

ЭкспертАвто

Разворот для «Москвича»

Участие китайских автопроизводителей в возрождении автомобильной марки «Москвич» — временная мера. Основная ставка в развитии завода «Москвич» делается на создание отечественных электрокаров и их использование в системе городского транспорта

Александр Астапов, Алексей Грамматчиков

Фото Бориса Клипиницера (Фотохроника ТАСС)

«Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод “Рено”. Я принял решение забрать завод на баланс города», — написал в своем блоге 16 мая мэр Москвы Сергей Собянин, открыв этим сообщением новый этап в развитии столичного автозавода, чья история насчитывает около 100 лет. Прежний владелец — французская Renault, которая вложила в создание предприятия порядка полумиллиарда евро, решила безвозмездно передать завод городу. При этом в отличие от АвтоВАЗа, куда Renault имеет право вернуться в течение шести лет, московский завод, одно из самых современных и технологичных автомобильных предприятий в России, переходит под российскую юрисдикцию окончательно и бесповоротно. На какую дорогу теперь свернет автомобиль со знакомой в свое время миллионам советских граждан эмблемой «М» в виде зубцов кремлевской стены на капоте?

Дорогие мои «Москвичи»

Спешное отступление французов из Москвы — один из крутых поворотов в судьбе столичного автомобильного завода, который за свою историю переживал немало взлетов и падений, в том числе связанных с сотрудничеством с крупными иностранными компаниями, а также с участием городских властей.

Еще в конце 1920-х советская власть решила, что столице нужно свое автомобильное предприятие. И в 1930 году в районе Текстильщиков (ранее это место называлось Сукино болото, где, по преданиям, Иван Грозный утопил за провинность боярина Сукина) был построен автомобильный завод при участии американской компании Ford. Предприятие решено было ассоциировать с коммунистической молодежью, в первые годы оно носило звание КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), позже — МЗМА (Завод малолитражных автомобилей) и, наконец, АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола).

Если поначалу автомобили здесь собирались по американским чертежам, то после Второй мировой войны производственную основу составил немецкий автопром: из побежденной Германии в Москву вывезли завод Opel и при участии немецких специалистов к 1946 году был налажен серийный выпуск первого «Москвича» (модель «Москвич-400»), который представлял собой перелицованный Opel Kadett образца 1938 года. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 23 л. с., трехступенчатая коробка передач и возможность разогнаться до 90 км/ч было верхом мечтаний того времени. «Москвич» стал первым автомобилем, доступным гражданину СССР. За восемь лет, до 1954 года, было выпущено почти 250 тыс. «четырехсотых», причем в различных вариантах кузова: седаны, фаэтоны, кабриолеты и даже пикапы.

Источник: АЗЛК, ОАО «Москвич»

В середине 1950-х завод был модернизирован, с конвейера начали сходить знаменитые модели «Москвич-401», потом «Москвич-407», которые успешно выступали даже на крупных международных автогонках. А в 1966 году на завод приходит знакомая нам французская Renault — договор о сотрудничестве с этой компанией лично подписал Шарль де Голль во время своего визита в Советский Союз. Renault начала поставлять на предприятие передовое оборудование, участвовать в модернизации конвейерных линий.

Производство на заводе растет: если в 1950-е и 1960-е здесь в среднем выпускается 60–70 тыс. автомобилей в год, то на рубеже 1970-х оно уверенно переваливает за 100 тыс. единиц, а к началу 1980-х вплотную стремится к отметке 200 тыс. (исторический рекорд был достигнут в 1980 году — 188 тыс.). Под крылом столичного завода был построен автомобильный завод в Ижевске. «Москвич» становится экспортным товаром. Например, в 1969 году за границу было поставлено 64,7 тыс. автомобилей, и не только в социалистические страны: в одну Великобританию продавалось порядка 3500 машин «Москвич-412» в год, причем в исполнении с правым рулем.

При участии французской стороны в середине 1980-х на конвейер был поставлен «Москвич-2141», в основу которого легла франко-американская модель Simca 1308, имевшая титул лучшего автомобиля середины 1970-х в Европе. Опционально машина оснащалась двигателем Renault мощностью 113 л. с., имела передовую конструкцию подвески (передняя подвеска типа «Макферсон», реечное рулевое управление), просторный салон, проходимость и достойную динамику. Хотя, стоит признать, при этом автомобиль грешил «ломучестью», которая усугублялась недостаточно высоким качеством компонентов (в некоторых вариантах автомобиль назывался «Алеко», и злые языки прозвали машину «калекой»). Но все же «Москвичи» хорошо раскупались, и перестройку завод встретил в зените славы: в 1987 году АЗЛК произвел внушительный тираж в 182 тыс. штук, на заводе с оптимизмом смотрели в будущее, приступили к строительству нового современного завода двигателей.

Фото Валентина Соболева И Александра Шогина /Фотохроника ТАСС

Но развал Союза ударил по предприятию не хуже ядерного взрыва. Рухнувшие производственные цепочки, отсутствие эффективного собственника, безволие и непрофессионализм тогдашнего менеджмента за считаные годы развалили завод, в середине 1990-х федеральное правительство решило признать его банкротом. В ситуацию тогда вмешалось столичное правительство: глава города Юрий Лужков решительно заявил, что намерен вдохнуть новую жизнь в легендарное предприятие. После внушительных финансовых вливаний в 1997 году с конвейера завода вновь начали сходить автомобили под связанными с историей именами «Святогор», «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Калита». Но, увы, попытки спасти АЗЛК не увенчались успехом. Из-за ошибочной ориентации на более дорогую рыночную нишу продукция завода интересовала разве что коллекционеров, к 2000 году объемы производства упали до мизерных пяти тысяч единиц, в 2001 году конвейер «Москвича» встал, а в 2006-м его признали банкротом с огромной кредиторской задолженностью, которая, по независимым оценкам, достигала порядка миллиарда долларов. Часть имущества и территории предприятия были проданы на аукционе, новым владельцем актива стала финансовая группа «Метрополь». А более современная часть предприятия — там, где было почти закончено строительство завода двигателей, — получила компания под названием «Автофрамос» (от слов «автомобиль», «Франция», «Москва») — так было названо совместное предприятие с группой Renault.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приоритет — у русской моды Приоритет — у русской моды

Сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома

Эксперт
Все умрут, а я останусь: найдены следы планктона, выжившего в глобальном вымирании Все умрут, а я останусь: найдены следы планктона, выжившего в глобальном вымирании

Планктон оказался более устойчивым к потеплению и закислению океана

Вокруг света
Автомобиль для метавселенной Автомобиль для метавселенной

Первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением для игр

Популярная механика
Ферма с музыкальным уклоном Ферма с музыкальным уклоном

Компания «Молочная культура» развивает свое отличие от конкурентов

Эксперт
Дешевле не будет Дешевле не будет

Реорганизация городских транспортных систем требует значительных инвестиций

Эксперт
Рассада, фосфорные подкормки и урожай Рассада, фосфорные подкормки и урожай

Хороший урожай в большинстве регионов возможен только через выращивание рассады

Наука и жизнь
Дай волю сексуальным мечтам Дай волю сексуальным мечтам

Какие тайные фантазии стоит сделать явью?

Playboy
Модный приговор: к чему может привести резкая смена образа? Модный приговор: к чему может привести резкая смена образа?

В чем опасность несоответствия имиджа и самого человека?

Psychologies
Токен отряхнулся от пластика Токен отряхнулся от пластика

Уже совсем скоро пластиковые карты могут полностью уйти в прошлое

Эксперт
Гантели на пенсию Гантели на пенсию

Как будет выглядеть спорт в ближайшем и отдаленном будущем?

Forbes Life
Соседи по винограднику Соседи по винограднику

Винные деревни Бароло и Барбареско

Вокруг света
Как продлить жизнь покрышкам: 5 простых советов, которые реально работают Как продлить жизнь покрышкам: 5 простых советов, которые реально работают

Как действовать, чтобы покрышки прослужили дольше

Вокруг света
Дом для двоих Дом для двоих

Основой интерьера стала современная классика, обогащённая винтажными деталями

SALON-Interior
Серфинг по-русски: где и как поймать волну от Калининграда до Камчатки Серфинг по-русски: где и как поймать волну от Калининграда до Камчатки

Русские серферы — суровые ребята, катающиеся на Балтийском и Японском морях

Вокруг света
Гормоны и не только: 9 вещей, которые необходимо знать о менструальном цикле Гормоны и не только: 9 вещей, которые необходимо знать о менструальном цикле

Главные вопросы о менструальном цикле

Psychologies
20 признаков коренного москвича 20 признаков коренного москвича

Как узнать коренного москвича?

Maxim
Почему в зеркале мы выглядим красивее, чем на фото, и чему надо верить Почему в зеркале мы выглядим красивее, чем на фото, и чему надо верить

Ты когда-нибудь смотрела на фотографию с мыслями: «Какой ужас! Неужели это я?!»

The Voicemag
10 стран, в которых воздух настолько грязный, что им очень трудно дышать 10 стран, в которых воздух настолько грязный, что им очень трудно дышать

Топ-10 стран, лидирующих по выбросу углекислого газа

TechInsider
Жених не узнает: невесты до и после свадебного макияжа (новые фото) Жених не узнает: невесты до и после свадебного макияжа (новые фото)

Удивительные фото невест до и после свадебного макияжа

The Voicemag
Бей, беги, забудь: нейробиолог о том, как как стресс влияет на память Бей, беги, забудь: нейробиолог о том, как как стресс влияет на память

Отрывок из книги Лайзы Дженовы «Как работает память»

Forbes
Отдохните от себя Отдохните от себя

Как быть свободным в свободное время

Reminder
Что делает женщину привлекательной после 45: мудрые слова Шэрон Стоун Что делает женщину привлекательной после 45: мудрые слова Шэрон Стоун

Мало кто знает, что Шэрон Стоун не просто красива

The Voicemag
Кабаре: трещина на фасаде. О новом спектакле в Театре Наций Кабаре: трещина на фасаде. О новом спектакле в Театре Наций

Олег Табаков говорил ему: «Ставь комедии, потому что другие так не смогут»

СНОБ
«О дружбе. Эволюция, биология и суперсила главных в жизни связей»: Как устроена дружба и почему она необходима всем нам «О дружбе. Эволюция, биология и суперсила главных в жизни связей»: Как устроена дружба и почему она необходима всем нам

Как устроена дружба, чем она отличается от семейных отношений и любви

N+1
Насколько реально самовозгорание человека? Насколько реально самовозгорание человека?

Возможен ли феномен спонтанного самовозгорания человека

TechInsider
Ночной «заплыв» Ночной «заплыв»

В каком возрасте ребёнок может оставаться сухим всю ночь?

Здоровье
Разоблачить идеальную советскую семью: как исследовали гендерный вопрос в СССР Разоблачить идеальную советскую семью: как исследовали гендерный вопрос в СССР

Исследовательница гендера — сексизме в учебниках, законах и массовой культуре

Forbes
Лиризм, гротеск, музыкальный вкус: 7 причин, почему Паоло Соррентино — один из лучших режиссеров современности Лиризм, гротеск, музыкальный вкус: 7 причин, почему Паоло Соррентино — один из лучших режиссеров современности

Почему Паоло Соррентино — один из лучших авторов авторов европейского арт-кино

Правила жизни
Могучий британский авианосец Queen Elisabeth: королева глобальной политики Могучий британский авианосец Queen Elisabeth: королева глобальной политики

«...Один лишь вид корабля заставит любого гордиться мощью Британии!»

TechInsider
География чтения: 5 книг о Северной Африке География чтения: 5 книг о Северной Африке

Книги о загадочном континенте, который манит авантюристов и путешественников

Вокруг света
Открыть в приложении