Авторынок: движение с перегревом
На российском авторынке на фоне повышенного спроса наблюдается беспрецедентный дефицит ходовых моделей в автосалонах. Перегрев спроса может продолжаться до конца года или даже дольше
Последние месяцы на российском авторынке жарко не только из-за погоды, но и в связи с разогретым покупательским спросом: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи новых легковых автомобилей достигли 151,9 тыс. штук, в мае — 147,3 тыс., в июне, по предварительным оценкам, они тоже превысят отметку 150 тыс. штук. По сравнению с аналогичными месяцами прошлого года рост составил внушительные 290% в мае и 133% в апреле, что, впрочем, связано с эффектом низкой базы весны 2020-го, когда большинство автосалонов в крупных городах закрылись и продажи, по сути, были заморожены. Однако последние два месяца показатели продаж все равно высоки, если их сравнивать со статистикой еще благополучного позапрошлого года: в текущем году по сравнению с маем и апрелем 2019-го продажи новых машин выросли соответственно на 11 и 7% (см. график).
На фоне того, что покупательская способность в России падает, продолжающийся разгон спроса на автомобили выглядит противоречиво. Связан он прежде всего со стремлением покупателей спасти свои накопления из-за быстрого роста цен на все: люди стремятся вложить деньги в товары длительного пользования, а это прежде всего недвижимость и автомобили. Продавцы констатируют, что только в текущем году цены на авторынке в среднем поднялись на 1520%, и в июне этот процесс продолжается. «Автомобили продолжают расти в цене: уже в начале июня по марке Mercedes прайсы выросли в среднем на два процента; некоторые модели Volvo нового модельного года стали дороже на 100200 тысяч рублей; практически все модели Hyundai подорожали в среднем на 2060 тысяч рублей, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — До конца года стоимость автомобилей еще увеличится, на это главным образом влияет колебание курса валют и индексация. Стабильный покупательский интерес сейчас связан с тем, что клиенты хотят успеть приобрести автомобиль до очередного повышения цен».
Опять в очередь
Увы, к повышенному спросу на автомобили российский авторынок оказался не готов. Казалось бы, такое несовместимое с рыночной экономикой понятие, как дефицит, остается реальностью. Начавшаяся в конце прошлого года нехватка ходовых моделей в автосалонах не только не исчезла, но и усилилась. В дилерских центрах ходовых моделей сейчас приходится ждать от трех до шести месяцев, а иногда и дольше. Хотя ситуация зависит от конкретных брендов. «В настоящее время в массовом сегменте сильно ограничены поставки таких марок, как Mazda (почти нереально купить Mazda6 и СХ-9), Toyota (весь модельный ряд, но особенно тяжелая ситуация с поставками Land Cruiser Prado, 200, Highlander), Subaru. У Kia традиционно сложно найти модели Mohave, Sorento, Seltos и Carnival. Попроще ситуация у Škoda, Volkswagen, Nissan, Hyundai и Mitsubishi — как правило, машину подобрать можно, поискав ее у нескольких дилеров, — говорит Сергей Пиголкин, руководитель сервиса онлайн-покупки новых автомобилей Carclick.ru. — В премиальном сегменте почти отсутствуют автомобили марки Jaguar: по моим сведениям, в наличии всего около двадцати автомобилей на всю страну. Крайне скудный выбор у Cadillac (к примеру ХТ4, недавно вышедший на рынок, доступен всего в нескольких экземплярах), Porsche и Lexus (кроме RX) по всему модельному ряду, у Audi по-прежнему мало в продаже моделей Q7 и Q8. Зато, к примеру, у Infiniti до сих пор не распроданы QX60 2019 года выпуска, хотя в целом количество автомобилей у дилеров тоже невелико. Аналогичная ситуация и у Jeep. Относительно стабилизировалась ситуация у Mercedes-Benz и BMW: почти весь модельный ряд есть у дилеров в достаточном количестве, а по некоторым моделям (GLC, E-класс) количество машин на складах вернулось к показателям до пандемии».
Причинами нехватки автомобилей называют вызванные пандемией перебои в производственных процессах, прежде всего нехватку чипов, а также сбои в логистических цепочках. Проблема дефицита актуальна и в других странах. «Нехватка автомобилей в России это, в том числе, часть глобального процесса, — констатирует Александр Груздев, основатель аналитической компании Gruzdev Analyze. — К примеру, в США аналитики ожидают дефицита до двух миллионов автомобилей по итогам года. Практически все автопроизводители испытывают недостаток компонентов для производства по многим причинам, в том числе из-за проблем с логистикой. Поэтому первое, что надо понять: дефицит этот не создан искусственно в России, это часть большого дефицита в масштабах всего мира. Нехватка автомобилей коснулась всех производителей, но в большей части это заметно для более популярных марок и моделей».
Ситуацию с дефицитом оборачивают в свою пользу автодилеры. Сейчас распространенная практика на авторынке — предложение автомобилей с различными дополнительными опциями (сигнализация, мультимедийные устройства, обвес и проч.), которые предлагаются по завышенной цене и на которых продавцы неплохо зарабатывают. Этим летом цены навязываемых дополнительных опций достигают беспрецедентных размахов, достигающих рекордных 2530% от первоначальной цены. Например, накрутка за «допы» на модель Land Cruiser Prado (розничная цена от трех миллионов рублей) сейчас может достигать миллиона рублей. Такую же сумму могут добавлять к цене на ходовую модель Kia Mohave (начальная цена от 3,6 млн рублей). К начальной цене 2,6 млн рублей за новый Kia Carnival сейчас могут добавлять 400600 тыс. рублей, а за обновленный Renault Duster ценой от 980 тыс. рублей могут наставить дополнительного оборудования на 250 тысяч.
А те, кому не нравится покупать автомобили с такими наценками, могут вставать в длинную очередь и ждать несколько месяцев. Жалобы в Роспотребнадзор за такие навязанные услуги, по отзывам покупателей, не помогают: формально так делать нельзя, в случае поступления такой жалобы регулятор назначает проверки, но они приходят с опозданием, когда машина с накрученным ценником уже продана. Сквозь пальцы на ситуацию смотрят и автопроизводители, имеющие на дилера сильное влияние. Формально автопроизводители говорят, что ситуация с накрутками «допов» на новые машины неприемлема, однако штрафы и другие санкции на дилеров не накладываются. Своей позицией автоконцерны дают дилерам заработать после сложного периода локдауна и в ситуации неопределенности, когда неясно, что с рынком будет дальше.
Когда рынок остынет?
Рано или поздно аномально разогретый спрос должен остынуть. По мнению участников рынка, проблема нехватки автомобилей разрешится в лучшем случае к середине осени, в худшем — к середине следующего года. «Раньше октября не стоит ожидать улучшения ситуации с доступностью автомобилей на рынке. Это связано в том числе с тем, что на многих автозаводах в августе запланированы каникулы, производство автомобилей опять будет приостановлено, — прогнозирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр”. — Давать прогнозы на осень пока рано, так как далее на развитие ситуации будет влиять наличие ограничений, связанных с пандемией коронавируса и логистикой. Кроме того, надо принимать во внимание тот факт, что после полного снятия ограничений в Европе там возобновятся активные продажи автомобилей. Поскольку внутренние рынки для производителей в приоритете, это может отразиться на объемах поставки автомобилей в Россию».
«Проблема дефицита автомобилей будет решена ближе к концу первого полугодия 2022 года, — более скептичен Андрей Ольховский, генеральный директор автодилера “Автодом”. — До этого времени все участники рынка будут испытывать определенные проблемы с автомобилями, комплектациями и опциями. На ситуацию будут продолжать влиять главные причины дефицита — последствия пандемии и нарушение логистических цепочек, а также дефицит ряда компонентов, в основном полупроводников».
Ну а после стабилизации ситуации продажи, скорее всего, будут падать. «Как только доступность авто станет привычной, продажи резко снизятся, не в последнюю очередь из-за роста цен», — прогнозирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Важным дополнительным фактором, влияющим на спрос, будет вопрос о возобновлении мер господдержки. Глядя на то, что продажи на авторынке и так растут, в мае льготы на приобретение автомобилей для многодетных семей, медработников, для тех, кто приобретает автомобиль в первый раз, и для других категорий граждан были приостановлены. Однако Минпромторг обещает возобновить господдержку в августе.
«Самым реалистичным сейчас кажется сценарий, при котором по итогам первого полугодия будет рост продаж (что мы и наблюдаем в настоящее время), однако в конце года ожидается снижение числа новых зарегистрированных автомобилей до 1,4 миллиона штук (минус четыре процента относительно 2020 года), — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы “Авто.ру”. — Однако в случае ухудшения экономической ситуации в России и дальнейшего падения рубля объем продаж новых машин по итогам года может снизиться и вовсе до 1,25 миллиона единиц. Рассчитывать на положительное завершение года можно при широком распространении госпрограммы льготного кредитования: в 2020 году порог максимальной стоимости автомобиля был увеличен до полутора миллионов рублей. В таком случае можно будет наблюдать рост российского авторынка по итогам текущего года до 1,6 миллиона единиц».
Фото: Алексей Грамматчиков
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl