Антикризисный маневр молодого бренда
Группа компаний Sokolov первой в ювелирной отрасли размещает облигационный заем. Цель выхода на биржу — ускорить рост монобрендовой сети магазинов и занять четверть рынка украшений

Уже в середине декабря, зайдя на сайт Московской биржи, можно будет не торопясь изучить предложение АО «Ювелит» и посодействовать развитию ювелирного бренда Sokolov — прикупив в свой инвестиционный портфель облигаций номинальной стоимостью 1000 рублей со сроком обращения три года и фиксированным купоном с периодом в 91 день. Объем дебютных облигаций составит 3 млрд рублей, вырученные средства компания собирается направить на расширение своей розничной сети, которая уже сегодня насчитывает 416 магазинов, до 1000 точек.
Умение быстро «наращивать мышцы» Sokolov показал еще в 2021-м, когда за год открыл 270 магазинов в России и СНГ и уже в первом полугодии 2022 года по объемам продаж вошел в тройку лидеров ювелирной розницы с выручкой 10,5 млрд рублей, пропустив вперед Sunlight (20,8 млрд), «585*Золотой» (13,9 млрд) и сместив на четвертую позицию Московский ювелирный завод (6,2 млрд). И останавливаться на достигнутом бренд не намерен, в его ближайших планах — увеличить долю рынка с нынешних 17% с учетом оптовых продаж до 25%. При этом Sokolov анонсировал на 2023 год свой возможный выход на IPO. «Наша цель — стать публичной компанией, выпуск биржевых облигаций — первый пробный шаг на этом пути, — говорит управляющий партнер Sokolov Артем Соколов. — Важно понять интерес инвесторов к нашему бизнесу и нашему рынку, а также масштабировать бизнес с помощью привлеченного финансирования для повышения капитализации до выхода на рынок акционерного капитала».
Компания Sokolov создана в 1993 году в п. г. т. Красное-на-Волге (Костромская область) Еленой и Алексеем Соколовыми. Специализируется на производстве ювелирных украшений. Активы: ювелирный завод «Ювелит» (три площадки в Костромской и Ивановской областях общей площадью 47 тыс. кв. м), аффинажное производство драгметаллов ООО «Кварт», 416 монобрендовых магазинов в России и СНГ. Продукцию бренда реализуют 4500 оптовых партнеров на 11 тыс. партнерских точек продаж. Выручка — 24 млрд рублей. Число сотрудников — 6000 человек.
Расти быстрее рынка
Ювелирный рынок в этом году лихорадило: начиная с марта цены на сырье повысились на 30–50%, на украшения — на 20%. Потом и розничные, и биржевые цены пошли на спад, но спрос восстанавливался медленно, и в итоге общие продажи за девять месяцев упали почти на 6%. Однако Sokolov за тот же период показал рост на 28%. Прогноз компании по итогам года — увеличение выручки на 30%, до 29 млрд рублей, EBITDA — до 5 млрд. Результат впечатляющий, но вполне рукотворный — итог двухлетней трансформации компании из оптовопроизводственного предприятия в вертикально интегрированный холдинг.
Катализатором перемен выступила в 2020 году пандемия: пользуясь вынужденным простоем производства во время локдауна, команда Sokolov сократила сроки производственного цикла и снизила себестоимость продукта — по модели и концепции бережливого производства lean manufacturing. Был также перестроен сбыт: новая модель — омниканальная розница — объединила ювелирное производство и продажи через собственную федеральную розничную сеть монобрендовых магазинов, мобильное приложение и сайт, а также через маркетплейсы и оптовых партнеров. При этом компания стала первооткрывателем онлайн-розницы для своей отрасли, и сегодня e-commerce обеспечивает ей 24% совокупной выручки и порядка 30% розничных продаж. «Мы занимаем лидирующие позиции в продажах в категории ювелирных украшений на Wildberries и Ozon, а число пользователей нашего мобильного приложения уже превышает девять миллионов человек, — рассказывает Артем Соколов. — Это первое в мире по количеству пользователей ювелирное монобрендовое мобильное приложение. Парадоксально, но факт: никто до пандемии не верил в ювелирный e-com и не развивал его». Производство же получило прямую связь от клиента. «Мы в моменте понимаем, какой товар продается, а какой