Айфоны, трепещите!
«Законом против айфонов» называют в народе вступивший в силу норматив об обязательной предустановке российского софта на гаджеты. Вероятность того, что смартфоны «яблочного» и других брендов теперь официально уйдут из России, существует, однако есть и более мягкие пути реализации новых ограничений
Рынок смартфонов и некоторых других видов электроники в наступающем году будет развиваться в соответствии с подписанным недавно президентом РФ новым законом, обязывающим оснащать гаджеты российским программным обеспечением. «При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин» — так звучит ключевая формулировка нового нормативного акта. Что это за «электронные вычислительные машины» и «технически сложные товары» и какие российские программы нужно будет на них устанавливать, в законе не прописано. Это должно будет определить правительство к 1 июля 2020 года, когда нововведения вступят в силу.
Устранить монополизм
Предположительно новый закон окажет влияние на российский рынок «умных» телевизоров, ноутбуков, некоторой другой техники. Однако наибольшее волнение среди продавцов и потребителей вызывают прогнозы того, какое воздействие закон окажет на рынок смартфонов, который в последние годы динамично растет. По данным международной аналитической компании IDC, в 2018 году в штучном выражении этот рынок превысил 30 млн единиц (исторический рекорд!), что примерно на четыре процента больше, чем годом ранее. В денежном выражении продажи смартфонов выросли внушительно — до 7,56 млрд долларов, это на 17% больше прошлогодних показателей. За девять месяцев текущего года, по подсчетам компании «Связной», было продано 19,4 млн смартфонов на общую сумму 318 млрд рублей, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на восемь процентов больше в деньгах и на два процента — в штуках.
Рынок смартфонов сегодня полностью поделен между иностранными брендами как по «железу», так и по операционным системам, причем его активно подминают под себя китайские бренды: по оценкам «Связного», за девять месяцев текущего года доля китайских смартфонов составила 48% в штуках против 38% в прошлом году. В абсолютном же зачете текущий год проходит под знаком борьбы за лидерство между корейской компанией Samsung и китайским брендом Honor (принадлежит компании Huawei). Пока первенство держат корейцы: по оценкам IDC, по итогам третьего квартала текущего года 32% продаж приходилось на Samsung , 25% — на Honor, 13% — на Xiaomi, 11% — на Apple и 7% — на Huawei (см. график). Хотя в денежном выражении лидером рынка при этом остаются смартфоны американской компании Apple. Последние, соответственно, работают на своей фирменной операционной системе (ОС) iOs, остальные же — около 90% рынка — функционируют на ОС Android от американской Google.
Все продающиеся на рынке смартфоны имеют предустановленные программы, состав которых сейчас определяется иностранными производителями. И этот набор часто не устраивает российские софтверные компании, которые жалуются, что иностранные производители «железа» и операционных систем, пользуясь своим монополизмом, беспардонно продвигают на нашем рынке свои программные решения и сервисы. На этой почве еще в 2015 году разгорелся конфликт между «Яндексом» и Google: тогда российская компания обратилась с жалобой в ФАС, утверждая, что американская компания запрещала производителям смартфонов Fly, Explay и Prestigio предустанавливать на них любые сервисы «Яндекса». В 2016 году ФАС оштрафовала Google на 438 млн рублей, после чего американская компания разрешила устанавливать российские приложения на гаджеты со своей операционной системой. Позже под давлением российских производителей софта появилась идея разработки закона об обязательной предустановке отечественного софта на электронику, которая ввозится в страну: впервые она была документально оформлена в дорожной карте по развитию конкуренции в сфере ИТ, которую в сентябре 2018 года представила ФАС. Теперь же эта норма закреплена соответствующим законом (№ 425-ФЗ).
Принцип отбора
Какой же российский софт теперь в обязательном порядке будут устанавливать на продающиеся в России смартфоны и другие устройства? Сразу оговоримся, что это будет не российская операционные система. Да, в России для мобильных устройств существует отечественная ОС под названием «Аврора», свою программную основу для гаджетов KasperskyOS тестирует «Лаборатория Касперского». Однако регулятор клятвенно заявляет, что заставлять менять Android и iOs на российские ОС не будут. Просто к иностранным операционным системам в обязательном порядке будет добавляться определенный набор приложений, которые для потребителя будут выглядеть лишь дополнительными иконками на экране и которые к тому же можно будет по желанию удалить после покупки. «Новый закон носит прежде всего антимонопольный характер, — объяснил на недавней специальной пресс-конференции в пресс-центре «Национальной службы новостей» один из соавторов законопроекта, депутат Госдумы Олег Николаев. — В перечень обязательных программ должны входить качественные приложения, которые востребованы в России».
Регулятор указывает, что в обязательном порядке на смартфоны, например, скорее всего, должно будет предустанавливаться приложение «Госуслуги». Кроме того, по мнению представителей Института развития интернета (ИРИ), вместе с браузерами Google Chrome или Safari на смартфонах в России могли бы устанавливаться «Яндекс. Браузер» или «Спутник». Популярные мессенджеры типа WhatsApp, в свою очередь, можно дополнить российским «ТамТам», платежные системы Apple Pay и Samsung Pay — сервисом Mir Pay. Или наряду с iTunes и Groove Music для российских пользователей можно предустанавливать «Яндекс. Музыку» или сервис Boom от соцсети «ВКонтакте». «Закон, безусловно, окажет поддержку российскому ИТрынку, главными бенефициарами станут крупные игроки, такие как “Яндекс”, Mail. ru Group, 2ГИС, Kaspersky, “ТамТам”, “Мой офис”, “ВКонтакте”, “Одноклассники”, которые получат мощные каналы для продвижения своих экосистем», — указывает Роман Коновалов, президент группы компаний «СиДиСи».
Однако по какому принципу и как будут отбираться обязательные к установке программы, пока неясно. Эта неопределенность страшит участников рынка — например, в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) заявили: есть опасения коррупционной составляющей и того, что программы будут отбираться не по их потребительским качествам, а по принципу близости к регулятору. «Этот закон, безусловно, поддержит российскую ИТ-индустрию, его надо было принять еще лет десять назад. Но механизмы его реализации могут свести на нет все благие намерения, — заявил на пресс-конференции председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. — По вопросу, какие программы отбирать для обязательной предустановки, однозначно будет много острых дискуссий. “Яндекс”, например, будет спорить с Mail.ru Group, потом все будут спорить со Сбербанком. Главное, чтобы все не переругались и в конце концов пришли к согласию».
«Оптимальный механизм реализации закона — создание экспертного совета, в который войдут представители власти, производителей ПО и оборудования после того, как будет обозначен список устройств, подпадающих под действие закона, — убежден Дмитрий Сорокин, руководитель отдела развития продаж отечественного ПО группы компаний Softline. — Туда должны иметь возможность войти и представители продавцов оборудования, которые могут определить, какие категории граждан наиболее часто пользуются тем или иным оборудованием и приложениями».
Уйдет ли Apple?
Помимо списка обязательных к установке программ другой ключевой вопрос реализации нового закона — как отнесутся к обязательной предустановке российских программ производители гаджетов. Китайские и корейские бренды смартфонов дают понять, что не видят проблемы в том, чтобы заранее устанавливать на свои устройства требуемые программы. «Закон не повлияет на планы компании о продолжении работы в России, — заявили “Эксперту” в пресс-службе Samsung Electronics. — Мы готовы изучить требования законодательства и адаптировать деятельность компании согласно принятым постановлениям. Мы давно сотрудничаем с локальными и глобальными партнерами в части предустановки наиболее популярных у потребителей приложений, например таких, как почтовый сервис Mail.ru Group или поисковое приложение компании “Яндекс” для смартфонов».
С айфонами ситуация сложнее. Пока представители Apple официально не дают оценку новому российскому закону, и возможны разные сценарии поведения компании. «Мы не знаем, как отреагирует Apple, — говорит Герман Клименко. — Есть риски, что эта американская компания не захочет пойти навстречу, чтобы соответствовать новым нормам продаж в России, к тому же во взаимоотношения с ней, увы, подмешивается политическая составляющая».
Традиционно операционная система iOs считается более закрытой: многие заявляют, что Apple вообще принципиально не устанавливает на свои гаджеты сторонние программы для других стран. Однако это не совсем так: например, в ОАЭ iPhone и iPad продают без функции видеозвонков FaceTime, так как против этого резко выступают местные операторы связи. В Японии Apple без проблем предустанавливает на свои гаджеты систему электронных платежей FeliCa, которая в этой стране является стандартом и повсеместно используется для оплаты общественного транспорта. Для Китая Apple серьезно адаптирует набор своих приложений: например, в американских смартфонах при первом запуске в обязательном порядке предлагается использовать местный поисковик Baidu.
В отношении России представители Apple тоже вполне могли бы пойти навстречу новым нормам хотя бы потому, что официальный оборот компании в РФ — это не копейки: по данным СПАРК, выручка российской «дочки» Apple — ООО «Эппл Рус» — в прошлом году составила 197,2 млрд рублей, или около трех миллиардов долларов. В долевом выражении это немного — чуть больше одного процента выручки компании по всему миру, но сама по себе сумма немалая.
Впрочем, даже если Apple не пожелает отвечать нормам нового закона, есть альтернативный вариант — возложить эту обязанность на официальных дистрибуторов айфонов, которые прямо в магазине перед продажей могут легко предустанавливать нужный софт. «Максимальные неудобства для потребителя в этом случае заключаются в том, что он может получить не такую красивую упаковку телефона — коробка будет предварительно вскрыта продавцом для установки ПО, — отметил на пресс-конференции Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен. — Что же касается возможного подорожания телефонов от таких операций, то тут оценки тоже преувеличены. Сейчас в онлайн-магазинах предустановка желаемого софта составляет 200–300 рублей на один телефон. На такую же небольшую сумму могут подорожать и смартфоны после вступления закона в силу. Но конкуренция на этом рынке сейчас столь высока, что не все решатся перекладывать новые незначительные расходы на кошельки потребителей».
Михаил Терещенко/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl