Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности

РБКБизнес

Транзит на потоке

Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности реализации транзитного потенциала. Авиакомпании готовятся к экспансии на новые рынки за счет прямых маршрутов из регионов на базе хабов

Текст: Екатерина Каткова

Фото: РИА Новости

По итогам 2018 года объем экспорта транспортных услуг России составил $15 млрд, что сопоставимо с экспортом вооружений. Таким образом, очевидно, что дальнейшее интенсивное экономическое развитие регионов и экономики страны в целом будет зависеть от успехов транспортной отрасли.

По расчетам специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), повышение эффективности транспортной системы России на 10% добавит к росту ВВП 0,8%. Учитывая уникальное географическое положение страны — на пересечении ключевых транснациональных маршрутов между Востоком и Западом, — достичь намеченных целей помогут авиационные пассажирские перевозки.

Масштабы страны требуют адекватной аэропортовой инфраструктуры — крупных узловых аэропортов, а для развития транзита — международных хабов. Эксперты отмечают, что понятие хаба означает не только и не столько наличие аэропортовой инфраструктуры, хаб — это прежде всего наличие базовой авиакомпании и пассажиропотоков. Обязательным условием функционирования хаба является необходимая доля прямых потоков в общем объеме, которые будут «спонсировать» трансферные перевозки.

Крупные игроки авиарынка, в первую очередь «Аэрофлот», начали активно работать над обеспечением транспортной доступности регионов и формированием обязательных прямых потоков, которые откроют новые возможности для развития не только внутренних, но также и прибыльных международных транзитных перевозок. «Помимо удачного географического расположения, наличия аэропортовой инфраструктуры для развития транзитных перелетов необходимы перевозчики, которые этот потенциал могли бы реализовать», — убежден ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Речь идет о базовой авиакомпании, так называемом хабообразующем перевозчике. Если нет такой базовой авиакомпании, то «о реализации транзитного потенциала можно будет только мечтать», соглашается исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Именно от базового перевозчика во многом зависит, будут ли обеспечены транзитные потоки на нужном направлении.

Базовый фактор

В России роль хабообразующего перевозчика принадлежит в первую очередь «Аэрофлоту». С 2009 года объемы его транзитных перевозок увеличились в 5,5 раза. По итогам 2018 года доля доходов от трансфера в общих доходах группы составила 33%, а доля трансфера в пассажиропотоке — 29%. Хаб «Аэрофлота» в Шереметьево выгодно расположен на пути между Европой и Азией, Индией и Северной Америкой, что дает компании конкурентные преимущества. При стыковке рейсов в Москве пассажиры выигрывают до трех часов по сравнению с маршрутами, пролегающими через хабы других авиаперевозчиков. «Аэрофлот» уже входит в число лидеров на ключевых евроазиатских направлениях: Милан — Шанхай, Ханой — Берлин, Париж — Токио.

Целевым направлением для «Аэрофлота» также является транзит из Западной Европы и Северной Америки на Ближний Восток. Есть спрос и на транзитные перелеты рейсами компании в США со стороны некоторых соседних стран — государств Прибалтики, Польши и др.

Еще в октябре 2018 года, представляя планы развития компании Владимиру Путину, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал о намерении нарастить транзитный поток из Азии. «Здесь примерно 520 млн туристов, которые постоянно двигаются в Европу. Мы хотим немного разбавить этот поток благодаря тому, что расстояние до Европы гораздо короче, если лететь через Россию. И «Аэрофлот» имеет самые низкие цены. Поэтому у нас есть все основания полагать, что мы сможем успешно бороться за поток», — заверил он. По словам Виталия Савельева, нарастить поток транзита с 5 млн пассажиров до 10– 15 млн к 2023 году для национального перевозчика вполне реалистичная задача. Эта цель прописана в стратегии развития группы до 2023 года: в ее рамках группа «Аэрофлот» намерена до 2023 года помимо международного хаба в Красноярске создать региональные базы в аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга.

В начале этого года российский перевозчик был признан «Лучшей авиакомпанией для транзита между Китаем и Европой» по версии китайской премии Stars Awards 2019. «Аэрофлот» также третий год подряд удерживает звание «любимой иностранной авиакомпании в Китае», ежегодно присуждаемое Flyer Award. Маршрутная сеть авиакомпании в Китае включает Пекин, Шанхай, Гонконг и Гуанчжоу. В эти города планируется наращивать частоту перелетов и открыть дополнительные пункты назначения. Среди освоенных азиатских направлений стоит упомянуть транзитные перелеты в Европу из Токио, Ханоя, Бангкока, Сеула. В планах — начать полеты в другие ключевые точки в этом регионе.

В региональном разрезе

В «Стратегии пространственного развития страны до 2025 года» среди основных проблем выделено «несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения субъектов РФ и страны в целом», «недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал РФ». Еще одна отличительная особенность внутреннего авиарынка связана с высокой концентрацией перевозок через аэропорты Москвы. Если в 1990 году удельный вес московских аэропортов в общем пассажиропотоке страны составлял 44%, то сейчас, по данным Росавиации, этот показатель достигает 75%. При этом в «Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» указывается, что доля пассажиропотока по маршрутам мимо Москвы в объеме внутренних перевозок через пять лет должна вырасти как минимум в полтора раза.

Такие задачи требуют системных решений, поэтому авиакомпании и аэропорты ищут новый формат взаимодействия, чтобы стимулировать рост региональных перевозок, одновременно перераспределяя потоки и создавая новые. Одним из таких форматов является формирование крупных узловых аэропортов-хабов в маршрутных сетях авиакомпаний. Формат хаба предполагает, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту — это так называемые трансферные перевозки. В этом случае пассажиры пересаживаются с одного рейса на другой (той же или другой компании). Именно благодаря трансферу авиакомпания диверсифицирует спрос с точки зрения географии полетов, снижает влияние сезонного фактора и дозагружает те рейсы, где существует дефицит прямого спроса.

При этом хаб может формироваться как на базе уже существующего аэропорта, так и созданного с нуля. Во втором случае авиакомпании рассчитывают, что инвесторы, вкладывающие средства в терминальную инфраструктуру, будут учитывать не только свои интересы, но и интересы перевозчиков. «Авиакомпания также должна зарабатывать, иначе ей невозможно будет развиваться. Нет развития — нет пассажира, нет пассажира — нет денег», — заявил в интервью «Интерфаксу» Виталий Савельев в августе текущего года. Он отметил, что «почти все аэропорты России зарабатывают прибыль, авиакомпании работают практически на уровне рентабельности, потому что аэропорты поднимают тарифы на обслуживание, и довольно существенно, особенно в регионах».

Хаб «Аэрофлота» в Шереметьево выгодно расположен на пути между Европой и Азией, Индией и Северной Америкой. При стыковке рейсов в Москве пассажиры выигрывают до трех часов по сравнению с маршрутами, пролегающими через хабы других авиаперевозчиков. Фото: Getty Images Russia

Сибирские ворота

«Определить регионы страны, которые могли бы побороться за реализацию транзитного потенциала в области авиаперевозок, не так сложно. Весьма востребованны авиаперевозки между Европой и странами АТР, например КНР, Японией, Южной Кореей. Таким образом, Новосибирск, Красноярск и Иркутск могли бы конкурировать за пассажиров, следующих по этим маршрутам», — рассуждает Олег Пантелеев. По его мнению, «с точки зрения географии лучшее положение — у Красноярска».

Именно аэропорт Красноярска выбрал «Аэрофлот», чтобы повышать транспортную доступность регионов, формируя обязательные прямые пассажиропотоки. Этот сибирский авиаузел призван стать для российского национального перевозчика вторым базовым аэропортом после Шереметьево. «Мы верим, что этот регион будет развиваться», — заявил в интервью «Интерфаксу» Виталий Савельев. По его словам, с летнего расписания 2020 года в Красноярске будут базироваться восемь самолетов «Аэрофлота» — три Boeing 737 и пять Sukhoi Superjet 100. Оттуда, по словам гендиректора, будет сеть разлетов: в Пекин, Сочи, Санью, Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург. К 2023 году годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.

«Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — рассказывал в ходе Красноярского экономического форума заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.

Как поясняют в компании, международный пассажирский хаб в Красноярске создается в расчете на синергию с комплексным инвестпроектом «Енисейская Сибирь», в числе программ которого — создание грузового хаба в аэропорту Красноярск, а также ряд проектов по развитию Красноярского края и прилегающих республик — Хакасии и Тувы. В рамках стратегии развития «Аэрофлот» планирует создать также три новые региональные базы — в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске.

Еще один характерный пример — новосибирский аэропорт Толмачево, хаб авиакомпании S7. В капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкцию аэровокзального комплекса и прочие работы по модернизации порта планируется вложить свыше 20 млрд руб.

Мировой масштаб

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на долю воздушного транспорта в настоящее время приходится около 35% мировой торговли в стоимостном выражении. Мировой пассажиропоток в авиации растет темпами порядка 5–7%. Согласно обновленному долгосрочному прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), уже к 2037 году количество авиапассажиров в мире удвоится, а ежегодный пассажиропоток на воздушных перевозках составит около 8,2 млрд человек. Основным трендом развития отрасли станет перераспределение авиапотока на восток, а главным драйвером — Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Локомотивом процесса будет Китай, который, как уверены в IATA, в середине 2020-х годов подвинет США с позиции крупнейшего игрока на рынке авиационных перевозок. В группе лидеров намечаются и другие перемены: к 2024 году Индия вытеснит Великобританию из тройки стран с самым активно летающим населением, заняв третье место после США.

Довольно оптимистичными выглядят показатели российского авиарынка. Росавиация фиксирует рост пассажиропотока авиакомпаний третий год подряд. В январе—августе 2019 года рост пассажиропотока составил 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же период российские аэропорты (с учетом иностранных перевозчиков) обслужили почти 149 млн пассажиров, следует из данных Росавиации. При этом объем международных перевозок между Россией и зарубежьем за пределами СНГ увеличился на 22,4%.

Прибыльная зона

Опыт крупнейших европейских аэропортов показывает, что больше всего перспектив для перехода в статус международного хаба у авиаузлов, расположенных вблизи центров деловой или туристической активности. Так, Хитроу — это воздушные ворота в Лондон и конечная точка маршрута для миллионов инвесторов, банкиров, предпринимателей, бизнесменов и политиков. Франкфурт-на-Майне — деловой центр Германии, где ежегодно проходят десятки выставок и конференций. Стамбульский аэропорт имени Ататюрка, который по объему пассажиропотока превосходит аэропорты Мюнхена и Барселоны, — это транзитная зона для туристического и делового потока, а также для приема религиозных паломников.

«Любой поток пассажиров, который ориентируется на трансфер, при желании можно превратить в стоповер-продукт (с длительной промежуточной остановкой. — РБК+)», — считает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Это дает дополнительный эффект, так как въездной туризм, пусть и на одну—три ночи, означает вклад в ВВП и придает импульс развитию территорий», — добавляет эксперт.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Ким Кардашьян «украла» палетку и другие бьюти-скандалы последних месяцев Ким Кардашьян «украла» палетку и другие бьюти-скандалы последних месяцев

Бьюти-мир всегда был скандальным: что ни день, то новые обвинения

Cosmopolitan
Дело наживное Дело наживное

Почему в современном мире услуги личных тренеров могут стоить вам жизни

GQ
Итоги Monaco Yacht Show: на какие яхты и верфи обратить внимание Итоги Monaco Yacht Show: на какие яхты и верфи обратить внимание

«РБК Стиль» выбрал 10 самых оригинальных яхт из Monaco Yacht Show

РБК
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Ольга Бузова: «После развода секс был только с одним мужчиной» Ольга Бузова: «После развода секс был только с одним мужчиной»

Задали певице каверзные вопросы и вывели ее на чистую воду

StarHit
Топ-7 стран, где ты должен побывать в 2020 году Топ-7 стран, где ты должен побывать в 2020 году

Список необычных стран для путешествий

Playboy
«Дружба, скрепленная кровью» «Дружба, скрепленная кровью»

К концу 1939 года Гитлер и Сталин демонстрировали друг другу тёплые чувства

Дилетант
15 ошибок новичка: инструкция для того, кто решился пойти на свой первый класс 15 ошибок новичка: инструкция для того, кто решился пойти на свой первый класс

Гид по первым ловушкам на пути практики

Yoga Journal
Экономическое чудо Дагестана: Росстат обнаружил у местных предпринимателей выручку в три раза выше, чем в Москве Экономическое чудо Дагестана: Росстат обнаружил у местных предпринимателей выручку в три раза выше, чем в Москве

Выручка ИП в Дагестане в 2018 г. — 19,6 млн рублей, а в Москве — 6,4 млн рублей

Forbes
Такие простые непростые анализы Такие простые непростые анализы

Как сделать так, чтобы анализы были максимально точными

Здоровье
Можно ли награждать за добрые дела и что такое добро? Опрос участников проекта «Сноб» Можно ли награждать за добрые дела и что такое добро? Опрос участников проекта «Сноб»

Как учить своего ребенка добру?

СНОБ
Прощание с евро: россияне почувствовали введение отрицательных ставок в Европе Прощание с евро: россияне почувствовали введение отрицательных ставок в Европе

Российские банки продолжают отказываться от финансовых продуктов в евро

Forbes
Ида Галич: «Ребенок — логическое продолжение наших с Аланом отношений» Ида Галич: «Ребенок — логическое продолжение наших с Аланом отношений»

Ида Галич готовится к рождению ребенка

OK!
Куда пропали «Мальчишник», «Фактор-2» и другие группы из нулевых Куда пропали «Мальчишник», «Фактор-2» и другие группы из нулевых

Куда исчез первый состав «Фристайла» и как быстро забываются кумиры из 90-х

Cosmopolitan
Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских

Однажды они «круто попали на ТВ» и покорили своим талантом миллионы слушателей

Cosmopolitan
Как сэкономить при покупке техники онлайн Как сэкономить при покупке техники онлайн

В наши дни для покупки товаров вовсе необязательно даже выходить из дома

Популярная механика
Bloomberg рассказал о кардинальной смене внешней политики России Bloomberg рассказал о кардинальной смене внешней политики России

Владимир Путин решил применить более мягкий подход во внешней политике России

Forbes
Екатерина Волкова: «Я – трагическая оптимистка» Екатерина Волкова: «Я – трагическая оптимистка»

Екатерина Волкова о том, почему она не стала врачом и что ей даёт голодание

Здоровье
«Отстаньте, мне некогда!» «Отстаньте, мне некогда!»

Родион Газманов нашел себя в разных областях, освоил разные профессии

OK!
Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее» Мингьюр Ринпоче: «Смело встречая страх будущего, мы преобразуем настоящее»

Как принимать повседневные вызовы, сохранять спокойствие и стать свободным

Psychologies
Все мужчины Кети Топурии: от Игоря Верника до Льва Деньгова Все мужчины Кети Топурии: от Игоря Верника до Льва Деньгова

Кети Топурия – одна из самых загадочных девушек в отечественном шоу-бизнесе

Cosmopolitan
Зябко? Зябко?

Почему осенью не то чтобы холодно, но как-то зябко

Здоровье
Развратный препод: как организовать ролевую игру на студенческую тему Развратный препод: как организовать ролевую игру на студенческую тему

Тебе когда-нибудь снилось, что ты возвращаешься в университет?

Cosmopolitan
Право на слово «нет» Право на слово «нет»

Хочется сказать «нет», но будто бы само собой получается «да». Знакомо?

Psychologies
Мартин Селигман: «Позитивная психология ищет то, что лежит за пределами нуля» Мартин Селигман: «Позитивная психология ищет то, что лежит за пределами нуля»

Встреча с основателем позитивной психологии

Psychologies
Роман Ягупов: Прошлое для новой войны. Как Турция перекодирует собственную историю Роман Ягупов: Прошлое для новой войны. Как Турция перекодирует собственную историю

Успехи Турции вряд ли были бы возможны без изменения взглядов на историю страны

СНОБ
Найти свое место в новой реальности, или Кто кого возьмет на работу? Найти свое место в новой реальности, или Кто кого возьмет на работу?

Как нам найти новое место под солнцем в настоящем и будущем?

Psychologies
Новые кроссовки с прошедших недель моды — 5 дизайнерских коллабораций Новые кроссовки с прошедших недель моды — 5 дизайнерских коллабораций

Hypebae собрали лучшие совместные коллекции кроссовок

Esquire
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
Открыть в приложении