Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам
Последние пять лет стали для нашей нефтегазовой отрасли весьма драматическими. На фоне падения цен на нефть и жестких санкций проводились налоговые маневры и тушились «пожары» топливных кризисов. Отрасль с вызовами справилась, но при этом окончательно перешла под ручное госуправление
Внешние факторы: падение цен на нефть, реанимация ОПЕК и санкции
Прошедшая пятилетка принесла ряд новых вызовов: конъюнктурных, геополитических, технологических и регуляторных. Самое заметное событие — почти двукратное падение цен на нефть с конца 2014 года и последовавшая девальвация рубля. В этих условиях было подписано беспрецедентное соглашение стран ОПЕК и независимых производителей по сокращению добычи. Оно сбалансировало мировой рынок и привело к росту нефтяных котировок до комфортного уровня 60–70 долл./барр.
Россия, по сути, реанимировала нефтяной картель — организацию, в дееспособность которой уже никто не верил. В результате геополитическая роль нашей страны на глобальном энергетическом рынке укрепилась, особенно в арабском мире. А для федерального бюджета эффект от соглашения составил 9,5 трлн руб. дополнительных доходов.
В среднесрочной перспективе сделка сыграла положительную роль для российской экономики, однако в будущем на ее эффективность будет влиять не только наращивание производства сланцевой нефти в США, но и замедление темпов роста спроса на углеводороды. Главный вопрос для наших компаний: как инвестировать в добычу в условиях ситуационного регулирования объемов предложения нефти в рамках ОПЕК+?
Еще одним фактором влияния стало введение и последующее ужесточение финансовых и технологических санкций. Правительство отреагировало достаточно оперативно: были приняты решения по стимулированию импортозамещения, направленные на развитие отечественных технологий разведки, добычи и переработки нефти, а также на разработку отечественного ПО.
Наш ответ: рекорды добычи, экспорта и мегапроекты
Вопреки падению цен на нефть и санкциям добыча в России продолжала расти. Очередной рекорд был достигнут в 2018 году на уровне 556 млн т. Рост обеспечивался за счет ввода крупных проектов — Новопортовского, Мессояхского, Ярудейского, Приразломного, Филановского, Требса и Титова и других месторождений, что позволило компенсировать падение добычи в Западной Сибири.
Последние три года были отмечены максимальными объемами поставок российского газа в Европу. В 2018 году они превысили за 200 млрд куб. м. Это происходило на фоне активизации крупных инфраструктурных экспортно ориентированных проектов «Газпрома» — «Турецкого потока», «Северного потока-2» и «Силы Сибири». А с запуском «Ямал СПГ» Россия стремительно ворвалась в пятерку лидеров мирового СПГ-рынка. Все эти проекты решают задачи диверсификации поставок газа и выхода на новые рынки.
Переработка и сбыт: от рынка к ручному управлению
Ухудшение ценовой конъюнктуры обнажило проблему несбалансированности механизма таможенных пошлин, а именно зависимости субсидий нефтепереработчикам от нефтяных котировок. На фоне падения цен и маржи НПЗ государство инициировало проведение налоговых маневров, заключавшихся в снижении таможенных пошлин на нефтепродукты и компенсирующем росте НДПИ.
Идеологически решение о маневрах было правильным, но к его практической реализации есть масса вопросов. В частности, осталась зависимость субсидий от цен на нефть, отсутствуют стимулы для инвестиций в производство бензина, новые региональные коэффициенты для удаленных НПЗ выборочны и необоснованны.
В конце 2017 года цены внутреннего рынка на бензин и дизельное топливо упали значительно ниже экспортного паритета. Это привело к резкому снижению маржи НПЗ и АЗС, что спровоцировало кризис на топливном рынке. После многих месяцев дискуссий правительством в качестве ответной меры был предложен демпфирующий механизм, который, мягко говоря, далек от идеала.
Отсутствие его привязки к ценам на внутреннем рынке и неверная настройка параметров привели к тому, что в начале 2019 года демпфер не только не компенсировал компаниям убытки, но и увеличил их. Даже сейчас, после всех корректировок механизма, по-прежнему сохраняется вопрос об эффективности производства моторного топлива в стране. Сложилась парадоксальная ситуация: государство пытается в ручном режиме обеспечить поставки бензина на внутренний рынок, максимально дестимулируя инвестиции в его производство.
Регулирование отрасли: требуется ускорение
За последние пять лет был принят ряд важнейших для отрасли регуляторных решений. С 2016 года введена новая классификация запасов, которая гармонизирована с международной и позволяет оценивать экономику разработки месторождений. С 2019 года действует НДД в добыче, пилотные проекты уже запущены. Был подготовлен законопроект по введению нового вида пользования недрами, необходимый для развития отечественных технологий добычи «трудной» нефти. Запущен в обсуждение механизм стимулирования нефтехимии.
В то же время скорость адаптации системы регулирования отрасли к внешним вызовам остается низкой. Так, например, закон об НДД принимался более четырех лет, критериев оценки его результатов пока нет. Законопроект о техполигонах до сих пор не согласован. Нормативная база для совершенствования принципов подсчета запасов УВС также не сформирована. Несмотря на введение новой классификации запасов в 2016 году, у государства нет четкого представления об экономике разработки месторождений и, как следствие, об эффективности огромного числа льгот в нефтедобыче. Квалифицированный независимый аудитор справился бы с этой задачей максимум за полгода.
Мировой нефтегазовый рынок меняется очень быстро. Для того чтобы Россия сохранила на нем лидирующие позиции, нужен системный подход к регулированию нефтегазового комплекса. То есть государству, взявшему отрасль под ручное управление, необходимо действовать на опережение.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl