Ближний Восток: пора поговорить
Прогноз развития ситуации в Сирии, Иране, Израиле, Саудовской Аравии и Йемене и во всем ближневосточном регионе в 2020 году
Ситуация на Ближнем Востоке в 2020 году останется нестабильной, но будет очевидно, что самый сложный и драматичный период турбулентности пройден. Для стабилизации обстановки будут приниматься энергичные меры. Первоначальные импульсы будут исходить из субрегиона Персидского залива, где планируются зондажные контакты и консультации на уровне экспертов по формированию региональной системы безопасности. Возможно создание многосторонних рабочих групп по региональной безопасности, свободе судоходства и экономическому сотрудничеству на основе соответствующих предложений российской стороны.
С февраля 2020 года возможны первые контакты экспертного уровня с целью определения перспектив более плотного взаимодействия США и Российской Федерации по региональной тематике.
Террористическая угроза в регионе сохранится, активность террористов будет особенно велика в Ираке. Террористы продолжат перемещаться из Сирии в другие арабские и западные страны. Новой четкой «постигиловской» стратегии террористического интернационала выработано не будет, однако усилятся позиции тех, кто выступает за сугубо конспиративный характер существования террористического подполья с акцентом на периодическое проведение «акций устрашения», запугивания населения. В том числе представителей бизнес-структур: они могут в значительно более широких, чем ранее, масштабах облагаться «налогом» на ведение дел в отдельных странах и регионах.
Сирия
Общая ситуация в стране станет более стабильной. Расширятся масштабы восстановления экономических и социальных объектов на территориях, подконтрольных правительству. В основном это будет сделано по линии самого правительства САР. Продолжатся контакты сирийского руководства с потенциальными инвесторами в строительство и восстановление объектов экономики и социальной сферы страны. Будут иметь место первые, «стартовые» проекты такого характера, в том числе с участием российских структур. Однако в целом определение параметров и механизма масштабной зарубежной помощи на восстановление страны будет отложено на более поздний срок.
Санкции западных стран с Сирии сняты не будут, бизнес и финансовые структуры страны будут испытывать серьезные трудности.
Власти Сирии в вопросах стабилизации обстановки будут пытаться одновременно продвигаться по двум направлениям — усиление контроля со стороны правительства и силовых структур за развитием ситуации в стране и продолжение переговоров «на местах» с целью формирования местных органов самоуправления на более сбалансированной основе. Важную роль в вопросах расширения базы мирного процесса по-прежнему будет играть российский Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев.
Несколько возрастет поток возвращающихся беженцев. Можно прогнозировать усиление разногласий и потока взаимных упреков между официальными сирийскими властями и гуманитарными организациями, находящимися под плотным контролем западных правительств. Запад будет стремиться перенести «сражение» с режимом Асада на вопросы гуманитарной ситуации и помощи населению.
Начнут восстанавливаться и активизироваться ячейки баасистской партии, в том числе в армии, что будет вызывать негативную реакцию в западных и некоторых арабских странах.
Конституционный комитет продолжит свою работу, но к каким-либо серьезным результатам его деятельность не приведет. Главная причина трудностей — курдский вопрос, который может быть решен только путем прямых контактов высшего руководства САР и полномочных курдских представителей. Курды будут испытывать серьезные трудности с определением возможного состава своих представителей, острота разногласий по вопросам стратегии и тактики действий будет возрастать.
Турецкая сторона будет стремиться предотвратить появление любых властных структур курдского населения. Продолжатся попытки использования силовых методов давления на курдов, турецкие войска будут удерживать за собой ряд территорий в приграничной зоне с Сирией.
Встречи в формате Астаны продолжатся, но они будут иметь ограниченное значение и охватывать в основном те вопросы, которые были поставлены в предыдущий период. Новых крупных договоренностей достигнуто не будет. Правительство Сирии будет де-факто признаваться рядом арабских стран, но полного возвращения САР в «лоно арабов» не произойдет.
Россия сохранит свое военное присутствие в САР, возможно сокращение численности частей российских ВКС при некотором увеличении роли военной полиции. Американское военное присутствие будет несколько уменьшено, но полный отвод войск не предвидится, этот фактор будет использоваться США в качестве «козыря» в их политической игре в Сирии. Американцы будут также использовать в качестве средства давления вопрос о контроле над нефтяными месторождениями в Сирии, объемы производства которых по американским меркам незначительны и сами по себе мало интересуют США.
Россия и Турция будут последовательно, но осторожно вести дело к «вытеснению» американцев с территории Турции. Россия будет поддерживать попытки завязывания контактов курдов с правительством САР на систематической основе и с нарастающим позитивом и доверием.
Иран
Возможно некоторое осложнение внутриполитической обстановки в стране вследствие финансово-экономических трудностей. Однако протестное движение, как и ранее, может быть сравнительно легко нейтрализовано властями.
Санкционное давление на Иран будет продолжено. Оно будет давать определенный эффект в виде отказа от сотрудничества с Тегераном крупных компаний третьих стран из опасений «наказания» со стороны Вашингтона.
При этом возможно появление средних по размерам предпринимательских структур, в том числе российских, которые согласятся на «эксклюзивное» двустороннее взаимодействие с Ираном (при свертывании трансакций с другими партнерами) под достаточно высокие нормы прибылей.
Саудовская Аравия
Реформирование всех сторон жизни КСА будет продолжено. При этом будет отмечаться отставание реальных показателей экономического развития от плановых ориентиров программы «Видение 2030».
Будет продолжена линия на допуск зарубежных инвесторов в нефтяной сектор, однако объем продаж активов Saudi Aramco будет по-прежнему невелик и не превысит уровня «эксперимента».
Эр-Рияд смягчит свою позицию по Сирии и не будет проявлять здесь особой активности. Военные действия против Йемена расширяться не будут, при этом руководство королевства пойдет на разработки и реализацию планов физического укрепления границы между двумя странами и принятие других мер с целью недопущения инфильтрации «подрывных элементов» со стороны Йемена.
Напряженность в отношениях КСА с Ираном сохранится, однако будут иметь место зондажные контакты с целью прощупывания возможностей разблокирования двусторонних проблем.
Будет продолжено взаимодействие Саудовской Аравии с РФ в сфере контроля за ценами на нефть по формуле ОПЕК+. Неспешно, но в целом положительно будет происходить расширение двусторонних российско-саудовских торгово-экономических и инвестиционных связей.
Йемен
Военные действия в стране продолжатся, но их интенсивность снизится. Примерно 70% населения страны вернется к обычной жизни, предпринимательские круги Йемена с учетом этого фактора активизируют поиск зарубежных партнеров для снабжения населения продуктами питания, медикаментами, потребительскими промышленными товарами. Контакты с партнерами, в том числе российскими, могут осуществляться в близлежащих арабских странах зоны Персидского залива. Фактическое «многовластие» в стране устранено не будет, однако активизируются контакты с целью выработки формулы национального примирения. На этом направлении будут затребованы «добрые услуги» политиков, дипломатов, экспертов таких стран, как Египет, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты.
Фото: Hassan Ammar/ap/tass
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl