«Дверь нам открыла 37-летняя старуха»: почему миллениалы оказались не готовы к кризису в карьере и жизни
Коуч и специалист по коммуникации Ольга Полищук разбирается, что значит возраст 30-летия для современных людей, как поменялась установка «уже за 30» за последнее годы в контексте нашей карьеры и жизни. И почему мы оказались к этому не готовы.
30 лет — один из самых мифообразующих возрастов для современного общества. По нему сверяют успешность рейтинги «до 30 лет», ориентируются сразу два известных возрастных кризиса «четверти века» и «среднего возраста», называют эволюционным окном возможностей. «Уже 30» — это рубеж в голове, где ты уже «много чего», но все еще не умер, что радует. Человек прошел первый этап становления на работе после университета, сменил от двух до пяти работ, привык к комфорту и деньгам, перестал себя доказывать и немного заскучал. Цикл выглядит примерно так: 21-23 года — поиск компании для достойного приложения усилий, 24-26 года — достойная точка приложения усилий найдена, так что можно начинать работать изо всех сил. В 27-28 лет наступает удовлетворение собственным результатом, еще несколько лет уходит на то, чтобы насладиться результатами и собой.
«Многие знакомые доплыли по течению до 30 лет, и в этот момент к ним приходит осознанность: так или иначе ты начинаешь лучше понимать себя и свои потребности. Поэтому возникает запрос на что-то новое, хочется учиться и переучиваться» — говорит один менеджер в возрасте 31 года. «Я в свои 30 только начала взрослеть, понимать и принимать себя. И появилось желание и возможность реализоваться себя вне офисной работы» — говорит другая.
Казалось бы, живи себе и радуйся. Но 30 лет — не зря мифический возраст. У нас есть ожидание, что «с приходом 30-ти мир станет более понятным, цели поменяются на глобальные, а сам человек станет взрослым и ответственным». На чем основан этот миф? На опыте предыдущих поколений — с которым мы могли ознакомиться и в школьной программе, например, в произведениях Гоголя: «Дверь нам открыла 37-летняя Старуха».
Но мир сильно изменился, а наши установки — нет. Примерно в 26 лет мы начинаем ждать тридцатилетия как возраста мудрости — как ждем лета, Нового года или понедельника, чтобы бросить курить или сесть на диету. Ожидание есть, но причины его не совсем понятны: ничего специального большинство из нас для этого года жизни не подготовило, как будто бы что-то волшебное должно произойти само собой. А потом 30 лет наступают, многие пишут пост в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и удивленно замечают, что разницы не чувствуют. Миф не совпал с реальностью, юный человек не превратился в «тетю или в дядю», на которых смотрел в 17 лет, и даже с удивлением обнаружил, что нравится себя в зеркале гораздо больше, чем десять лет назад.
«Мне через несколько месяцев исполнится 32 года. В 20 я представляла, что в этом возрасте я буду матроной с двумя детьми и борщами. Но на самом деле сейчас я все еще не знаю, кем буду, когда вырасту, хотя уже сейчас — состоявшийся специалист в двух профессиональных сферах», — говорит девушка-предприниматель. «Ты вдруг оказался невзрослым 30-летним с подростковыми представлениями о 30-ти» — описывает свои ощущения еще один бизнесмен.