Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками
В последнее время ретейл создает все больше сервисов, которые увеличивают дистанцию между покупателем и продавцом — от онлайн-заказов до касс самообслуживания. С одной стороны, мы стремимся к одиночеству в процессе потребления, а с другой — все больше скучаем по живому человеческому общению. Какая тенденция победит?
Большую часть времени человек что-то потребляет. И в этом процессе находят отражение все изменения его образа жизни и ценностей, общественная и политическая повестка, развитие технологий. Горожанин вечно спешит. Он позднее создает семью и все чаще живет один. Становится внимательнее к своему здоровью и задумывается о спасении планеты. Продавец отвечает на это сервисами для экономии времени, развитием рынка готовой еды, услугами по уборке и длинными полками с low fat, non-GMO, gluten-free продуктами.
При этом все чаще в рассказах покупателей о приятном шопинге сквозит желание остаться в одиночестве: спокойно и в тишине бродить между полками после рабочего дня. Негативные эмоции в основном исходят от навязчивого сервиса, недружелюбия персонала, скоплений людей, не дающих сосредоточиться и получить удовольствие. Самое неприятное место в магазине — у кассы. И даже доставка курьером — необходимость его встречать — подчас вызывает дискомфорт. В идеале продукты должны сами появляться у двери.
Почему так происходит? Все дело в том, что одна из важнейших характеристик городской жизни состоит в том, что человек находится в интенсивном потоке информации, общается с десятками людей, его буквально атакуют постоянные и назойливые контакты. Причем контакты унифицированные, в которых он — предмет одностороннего интереса, покупатель и заказчик. Это усиливает желание изолироваться.
Чтобы изучить меняющиеся запросы потребителя, исследовательская компания «Платформа» провела серию онлайн фокус-групп. О результатах работы Forbes Life рассказала социолог Мария Макушева.
Исследование выявило любопытное противоречие в запросах потребителей. С одной стороны, им действительно нравится определенная изоляция в процессе покупок. Об этом эскапизме сегодня говорят как о развивающейся «социопатии» горожанина. Но есть и противоположный, казалось бы, запрос — на живое неформальное общение. И чтобы лучше понять первый, нужно рассмотреть второй.
При всем интересе к цифровым форматам потребители не готовы перейти на них полностью — и с теплотой говорят о личном контакте с продавцом. Но не любым.