Как дизайнер-самоучка из Молдавии пробился в  Голливуд

РБКHi-Tech

Тема номера – роботехника

Мистер робот

Как дизайнер Виталий Булгаров стал создателем «мехов» и киборгов

«И почему я чувствую себя Сигурни Уивер?» — под аплодисменты шутил основатель Amazon Джефф Безос, стоя в марте на сцене конференции MARS в Палм-Спрингс, полностью закованный в роботизированную «броню». Он не случайно вспоминал голливудскую классику: именно в центре мировой киноиндустрии ковал свою репутацию дизайнер «брони» Виталий Булгаров. Журнал РБК узнал у Булгарова, как он превращал в киборга Скарлетт Йоханссон и почему американского миллиардера заинтересовал его робокостюм

Текст: Иван Осипов

«Сразу после того, как мы выложили в интернет видео с тестами, получили e-mail от Amazon с предложением привезти робокостюм в США. Сюрпризом «Безос в роботе» не стал — команда готовилась за месяц до MARS», — вспоминает Булгаров. В корейской компании Hankook Mirae Technology, создавшей робота, он удаленно работает главным дизайнером.

Основал Hankook Mirae Technology мультимиллионер Ян Чинхо, бывший топ-менеджер корейских технологических компаний и серийный предприниматель. Еще в детстве он увлекся аниме о боевых роботах-«мехах» «Робот Тхэквон V» и «Мазингер Зет» и после сорока решил посвятить себя бизнес-«экранизации» любимых мультфильмов. В Hankook Mirae (в переводе с корейского Hankook — «Корея», Mirae — «будущее») он вложил порядка $200 млн. Одно из первых предложений о работе сделал Булгарову в феврале 2014 года, лично прилетев для этого к нему в Лас-Вегас.

Проект получил название Method, обеспечивали около 30 инженеров. «Настрой команды мне очень понравился, я сразу начал работать над концептами», — говорит дизайнер. Чинхо поставил задачу построить «первый в мире функциональный прототип».

«Мы определили минимальный диапазон движений, степень свободы суставов. Техническая команда модифицировала сервомоторы, и тогда уже я сделал финальную версию дизайна», — рассказывает Булгаров.

Рабочий процесс занял более года, все это время Hankook Mirae держала проект в тайне и лишь в конце декабря через аккаунты Булгарова в соцсетях представила первые деморолики. В них зрители увидели 4-метрового двуногого робота весом 1,5 т, оснащенного 46 высокомоментными электродвигателями и многочисленными сенсорами движения. Внутри корпуса-кабины помещается оператор, который с помощью похожих на джойстики панелей управляет 130-килограммовыми пятипалыми руками «меха», а с помощью педалей переставляет ноги машины.

Method повторяет движения оператора, им также можно управлять дистанционно. Пока робот умеет двигаться только вперед и назад и не может обходиться без внешнего источника питания (в будущем кабель должна сменить батарея), но будет эволюционировать, обещают создатели. «Он как ребенок, которому исполнился год, но который развивается на глазах», — говорил Чинхо The Telegraph.

Виталий сам регулярно участвует в тестах прототипа пилотируемого робота Method

Булгаров подтверждает амбициозные планы: «Например, для текущего прототипа мы используем алюминий и карбон в равных пропорциях, а в следующей версии полностью перейдем на карбон, чтобы уменьшить вес без потери прочности». До конца 2017-го Hankook Mirae намерена представить первую коммерческую версию робота стоимостью $8,3 млн.

В корейских СМИ обсуждается идея патрулирования Method границы с КНДР, а Чинхо предлагал использовать робота для работы на территории, пострадавшей от аварии на АЭС «Фукусима» в Японии.

Часть экспертов отнеслась к проекту со скепсисом, отмечал портал Live Science. Критиков смущают чрезмерная закрытость Hankook Mirae и сами деморолики, на которых они отмечали небывалую для роботостроения чистота в цехе компании и отсутствие тряски в момент «прогулки» Method. Зато проект поддержал Безос, аттестовав продукт как «выдающийся». Детали «про команду и историю» Hankook Mirae скоро раскроет в официальном пресс-релизе, обещает Булгаров.

Внешне Method похож разом на все удачные примеры «мехов» в поп-культуре, прежде всего боевых роботов из «Аватара». Булгаров признает сходство с машинами из фильма Джеймса Кэмерона, но подчеркивает, что не искал вдохновения в других проектах. «Команда «Аватара» просто отлично чувствует функциональность, поэтому мы пришли к сходным пропорциям», — объяснял он в интервью New Atlas.

Теперь Булгаров сам работает в проекте Кэмерона: он придумывает, как будут выглядеть персонажи голливудской экранизации культовой манги «Боевой ангел Алита», которую продюсирует режиссер «Аватара». Как дизайнер-самоучка родом из Молдавии за десять лет прошел путь от начинающего русскоязычного художника до специалиста с мировым именем?

Из Бессарабки в Голливуд

Булгаров родился в маленьком молдавском городке Бессарабка в семье врачей. Его любимой книгой в детстве была медицинская энциклопедия — из нее вырос интерес к анатомии, который пригодился в создании цифровых персонажей и проектировании антропоморфных роботов. В подростковые годы с подачи старшего брата Булгаров увлекся 3D-моделированием и уже в школе зарабатывал деньги на модификациях к компьютерным играм.

Учебу на факультете информатики Технического университета Молдовы он бросил на втором курсе, в 19 лет переехав на работу в Москву. «Вуз дал мне базовые навыки программирования и здорово подтянул уровень английского», — вспоминает дизайнер. В остальном Булгаров был и остается самоучкой.

В России он начал с позиции художника по персонажам в компании Sibilant Interactive, разработчике многопользовательской ролевой онлайн-игры W.E.L.L. online. Конкурента World of Warcraft из нее не вышло, но крупные студии обратили внимание на перспективного дизайнера. Первым опытом сотрудничества Булгарова с зарубежными компаниями стала удаленная работа для серии шутеров F.E.A.R. техасской TimeGate. Вскоре партнер доверил Виталию первый самостоятельный проект — игру Section 8. И уже эту работу в 2008-м заметил гигант игровой индустрии Blizzard Entertainment, разработчик Starcraft, Diablo и WoW.

Булгарова пригласили на позицию художника по персонажам в отдел Blizzard Cinematics, который производит видеоролики к играм. «По сути, это полноценная компания внутри Blizzard, которая занимается визуальными эффектами, а не разработкой внутриигрового контента», — говорит Булгаров. Из Москвы он перебрался в Калифорнию и занялся моделированием персонажей и механическим дизайном футуристических объектов для Starcraft 2. Эту работу Булгаров называет любимой в игровой индустрии не только потому, что в детстве он был фанатом первой части стратегии, но и благодаря возможности поработать с самыми сильными профессионалами отрасли. В Blizzard дизайнер успел поучаствовать в «оживлении» персонажей Diablo 3 и WoW: Mists Of Pandaria.

Для видеороликов Starcraft 2 Виталий «оживил» одно из самых мощных орудий в игровой вселенной — осадный танк

К 2010 году Булгаров окончательно определил свою основную специализацию как «футуристический мех-дизайн». В свободное время он сделал новое портфолио с акцентом на кинодизайн и более реалистичную, чем в играх, стилистику. «Я поставил задачу научиться генерировать эффективный с точки зрения скорости и реалистичный с точки зрения качества визуализации трехмерный концепт-дизайн без предварительных 2D-набросков. Это была уникальная трансформация, которая стала моей профессиональной философией. Дальнейшими успехами я обязан именно такому подходу», — рассказывает дизайнер.

Индустрия кино

После «Робокопа» Булгаров фактически покончил с наемной работой и перешел на проектный график. Он взял паузу примерно на год, чтобы еще подтянуть навыки и вновь обновить портфолио. На этот раз прогресс дизайнера заметил известный художник Бен Проктер, на тот момент арт-директор блокбастера Майкла Бэя «Трансформеры: Эпоха истребления», сейчас сиквела все того же «Аватара». «Бен был для меня заочным наставником, я многому научился по его работам, поэтому такое приглашение было особенно приятным», — признается Булгаров. В четвертой части саги о противостоянии людей и инопланетных машин он придумал дизайн трансформера-наемника Локдауна.

Робокоп— еще одна детская привязанность Булгарова. Для фильма-ремейка он придумал дизайн не только самого робота-полицейского, но и его оружия и даже мотоцикла

Работа с Бэем особенно запомнилась Булгарову: «Я работал в его офисе отдельно от остального арт-департамента, Майкл сам решил, что так будет удобнее и быстрее». Не обошлось без курьезов: в один из дней дизайнер сидел на съемочной площадке, на которой «все взрывалось и стреляло», и пытался на ходу улучшить дизайн одной из 3D-моделей, уткнувшись в монитор. «Сзади кто-то подошел, начал задавать вопросы. Я ответил сухо, не отрываясь от работы и не скрывая, что нет времени. Собеседник поблагодарил и ушел, а я обернулся и увидел, что это был Марк Уолберг (исполнитель главной роли в «Трансформерах». — РБК). Больше он ко мне не подходил», — смеется дизайнер. Случай с Уолбергом — редкий пример контакта с актерами, говорит Булгаров: «Моя работа на 100% цифровая. Даже когда я использую 3D-сканированные модели актеров, сканы сделаны другими людьми, а файлы просто переданы мне».

После «Трансформеров», собравших в мировом прокате более $1,1 млрд и вошедших в топ-20 самых кассовых фильмов, Булгарова снова позвал посотрудничать Дэйв Скотт, который на этот раз работал над реинкарнацией другого канонического голливудского героя — Терминатора. В фильме 2015 года «Терминатор: Генезис» Булгаров сделал обновленную версию эндоскелета Т-800. Но качественный дизайн и камбэк Арнольда Шварценеггера не спасли картину от провала: в американском прокате при бюджете $155 млн «Генезис» набрал $89 млн, отбив инвестиции с учетом глобального бокс-офиса.

Булгаров с детства был фанатом первых двух частей «Терминатора» — тем ответственнее он подошел к обновленному дизайну T-800

Последние крупные проекты Булгарова в Голливуде — экранизации японских комиксов. Кроме «Боевого ангела», куда его вновь позвал Бен Проктер, дизайнер работал над «Призраком в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в роли киборга. «Я разработал дизайн ее тела от скелета и мышечной системы до верхних слоев синтетической кожи», — говорит Булгаров. Ремейк аниме 1995 года в глобальном прокате лишь чуть перекрыл бюджет в $110 млн. Но Булгаров именно «Призрак» и пока не вышедший на экраны «Ангел» любит больше всех кинопроектов: «Главная причина — шанс создать дизайн главных героинь с кибернетическими телами. Я работал с двумя любимыми темами — роботами и анатомией».

Для киберпанк-утопии «Призрак в доспехах» Булгаров придумал «дизайн тела» главной героине, которую играла Скарлетт Йоханссон
В работе над фильмом «Призрак в доспехах» Булгарову помогло хорошее знание анатомии человека

Работа на вырост

С ростом востребованности Булгаров решил систематизировать многочисленные проекты и завести их в одну компанию. В 2016-м он переехал в Лас-Вегас, где на базе собственного дома организовал дизайн-студию Black Sky Symmetry. Пока в компании два сотрудника — Булгаров и его жена.

Доходы и коммерческие детали контрактов с заказчиками дизайнер не раскрывает. Условия сильно варьируются от проекта к проекту и от специалиста к специалисту, говорит он. Фриланс-дизайнер в кино может получать до $900 в день, в сфере индустриального дизайна — до $200 в час. Но эти ставки не чистая прибыль, с них еще надо платить налоги, которые в той же Калифорнии очень высокие», — рассказывает Булгаров.

Индустриальный дизайн для него — еще один источник заработка. Переход от «концепций» к «прототипам» случился в 2014 году благодаря Хансу Моритцу, тогда директору по дизайну в производителе очков Oakley, сейчас вице-президенту по индустриальному дизайну в Intel. «Фриланс для Oakley — скульптура механического ангела для их лондонского флагманского магазина — перерос в долгосрочное партнерство, и в итоге я получил работу в команде Ханса уже в Intel», — говорит Булгаров.

3D-фигуру «Ангел», которую Булгаров придумал для Oakley, установили во флагманском магазине компании в Лондоне

Другим заметным партнером дизайнера стали роботостроители из знаменитой Boston Dynamics. Компания, выросшая при Массачусетском институте технологий и поглощенная Google, разрабатывает с десяток моделей функциональных «ходящих» роботов. В 2015-м Булгарова привлекли к «генерированию концепта и финальному дизайну внешней обшивки» второго поколения антропоморфного робота Atlas, заказчиком которого выступило военное агентство DARPA. В разработке остается еще несколько роботостроительных проектов с участием дизайнера.

Булгаров считается экспертом мирового уровня по дизайну антропоморфных роботов: «дочке» Google он помог с внешним видом патрульного Atlas (вверху), корейской Hankook Mirae — с прототипом робокостюма Method (внизу)

Булгаров запустил два собственных стартапа — компанию по разработке дизайна оружия KILN и онлайн-магазин 3D-сетов 3D Kitbash Store. В первом случае задача — модернизация функциональности и эргономики винтовки AR-15 через современный агрессивный дизайн. Булгаров надеется привлечь к проекту инвесторов и наладить серийное производство. В 3D Kitbash Store концепт-художники из индустрии игр и кино могут приобрести библиотеку 3D-деталей авторства Булгарова для ускорения рабочего процесса. Магазин уже отбился и приносит прибыль, заверяет дизайнер.

Дизайнер считает необходимым придерживаться собственной рабочей философии: «Каждые несколько лет я стараюсь ставить на паузу текущие проекты и уходить в глубокий R&D, чтобы догнать технологии. Так навыки затачиваются под более сложные проекты — «на вырост».

Фото: vitalybulgarov.com, Кинопоиск

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
Сон в руку Сон в руку

«Аскона» зарабатывает 55% выручки, продавая тумбочки, текстиль и гаджеты

Forbes
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

Как избавиться от комплексов из детства

Glamour
И снова на сверхзвуке И снова на сверхзвуке

Новое поколение пассажирских сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
Хлопок и нефть империи Хлопок и нефть империи

Россия завоевывала Среднюю Азию не только с помощью штыков, но и экономически

Forbes
Как курица лапой Как курица лапой

Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

Лиза
5 радостей для органов чувств 5 радостей для органов чувств

Несколько способов привести душу и тело в согласие

Psychologies
Богатейшие люди царской России Богатейшие люди царской России

К началу XX века богатейшими людьми были не аристократы, а предприниматели

Дилетант
Ученое искусство Энди Грейси Ученое искусство Энди Грейси

Тема исследований художника – феномен жизни и отношения живого с неживым

Популярная механика
Морской толк Морской толк

Два бывших трудоголика сидели под пальмой и напряженно пытались отдохнуть

Cosmopolitan
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Что делает нас уязвимыми Что делает нас уязвимыми

Попробуем понять причины стресса

Psychologies
Рейтинг городов - 2017 Рейтинг городов - 2017

Почему Тюмень и Краснодар лидируют по качеству жизни

Русский репортер
Секретная Греция Секретная Греция

В майском номере Неллия Тогас знакомит нас со «своей» Грецией

Домашний Очаг
Партия хипстеров и Капков Партия хипстеров и Капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire
Адам Драйвер Адам Драйвер

Правила жизни Адама Драйвера

Esquire
Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует» Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует»

Знаменитый лингвист и философ Ноам Хомский, страстный критик пропагандистской машины медиа и американского империализма, дал в Париже интервью журналу Philosophie. Отрывки.

Psychologies
Мама всегда права Мама всегда права

Интервью с актрисой Олесей Судзиловской

Добрые советы
До свидания, сестра! До свидания, сестра!

Феминизм – борьба женщин за свои права, но женщины в России ее не поддерживают

Cosmopolitan
Проект «неделька» Проект «неделька»

Постройнеть всего за семь дней, не отказываясь от пасты, бутербродов и десертов

Добрые советы
«Нам пора обратить на себя внимание» «Нам пора обратить на себя внимание»

Интервью с Анастасией Гостевой

Psychologies
Алексей Герман-младший Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший: «Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
Играя Вронского Играя Вронского

Интервью с актером Максимом Матвеевым

Домашний Очаг
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Коллективный аудитор Коллективный аудитор

CrowdSystems помогает брендам изучать аудиторию с помощью покупателей

Forbes
Человек Памук Человек Памук

Орхан Памук отвечает на вопросы книготорговца Бориса Куприянова

Esquire
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
Открыть в приложении