«Выбросим, как выжатый лимон»
Как большевики расплатились с теми, кто помог им удержаться у власти и обеспечил победу в Гражданской войне, рассказывают документы, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории.
28 января 1918 года был издан декрет о создании Красной армии, 30 января — «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте». Председатель Совнаркома Владимир Ленин был вынужден констатировать: «Вопрос о строении Красной Армии был совершенно новый, он совершенно не ставился даже теоретически». Вскоре новой власти стало очевидно, что решить задачу можно только одним путём — с помощью офицеров дореволюционной армии.
Постановлением СНК 4 марта 1918 года был сформирован Высший военный совет (ВВС) республики. В него вошли 88 бывших царских офицеров: 10 генералов, 26 штабофицеров, 22 капитана и 30 младших офицеров. Об этих офицерах в газете «Общее дело» в статье «Как они продались III Интернационалу» писал главнокомандующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Антон Деникин, требуя их повешения: «Они поступили на советскую службу добровольно, занимали посты исключительной важности, работая не за страх, а за совесть… создали военно-административный аппарат, возродили Академию Генерального штаба, правильную организацию пехоты, артиллерии… подготовляли победу большевиков над остатками русских патриотов».
Вскоре большевики, осознавшие бесперспективность института выборности командиров, отменили предписывавшие его декреты. 27 марта 1918 года в газете «Рабочая и Крестьянская Красная Армия и Флот» было опубликовано первое извещение о привлечении на службу бывших офицеров, для чего они должны были подать заявление в любой военкомат с указанием, на какой должности они желали бы служить. Первое обращение к офицерам русской армии с призывом принять участие в защите независимости родины, а также постановление ВВС и Наркомвоенмора о широком привлечении в армию бывших офицеров и генералов под контролем военных комиссаров были инициированы и подписаны, разумеется, Троцким. За добровольческий период формирования Красной армии (с января по май 1918 года) в неё вступило 8000 бывших офицеров (к середине июня — около 9000). Высшие командные должности в войсках также главным образом занимали офицеры. «Достаточно сопоставить нынешнюю Красную армию, нынешний стройный военный аппарат с тем хаосом и разбродом, какие памятны нам в первые месяцы большевизма. Вся дуга от перехода батальона оборванцев к стройным войсковым частям достигнута исключительно руками военспецов», — горько констатировал Деникин.
С лета 1918 года большевикам пришлось перейти к мобилизации царских офицеров. Советская власть обязала служить ей тех, кого сама же считала заклятыми врагами и опорой царизма. Первый декрет о призыве офицеров, военных врачей и военных чиновников был издан 29 июля 1918 года. С апреля 1919 года начали работу особые комиссии по учёту бывших офицеров, выявлявшие и отправлявшие в армию уклонистов из их среды.