Добро пожаловать в машину!
В дополненной реальности сливаются цифровой и физический миры. Но оправдана ли суета вокруг умных очков — HoloLense, Magic Leap 1 и других?
Корабль в спортзале, замок Minecraft на полу в гостиной, голограмма пациента в операционном зале — такими захватывающими представлениями Microsoft, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Magic Leap рекламируют новое будущее, в котором физический и цифровой мир сливаются в дополненную реальность (Augmented Reality). Ожидается, что появятся совершенно новые формы игр, телеприсутствия и взаимодействия с компьютером: как средство демонстрации в розничной торговле, в автоматизированном ремонте или эксплуатации сложных машин, для удобства использования, как виртуальный помощник при медицинских вмешательствах или прозрачные дорожные указатели в кабине водителя.
Во всех ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности, в которых до сих пор нужно было отвлекаться на дисплей, AR объединит самое лучшее из обоих миров и позволит в наглядном виде получать необходимые данные. AR означает радикальную цифровизацию, превращающую весь мир в экран, за которым скрывается машина, обрабатывающая данные.
Где-то между реалистичным и действительным
И неудивительно, что вокруг дополненной реальности в техноиндустрии царит возбуждение. Крупные компании по производству мобильных устройств наперебой предлагают гаджеты, операционные системы, программы и интерфейсы с функциями дополненной реальности. Практически ни один производитель не выходит на рынок — или, по крайней мере, на выставочные стенды — без собственных очков или датчиков дополненной реальности. Уже не осталось рекламных агентств, которые не разрабатывают приложения и инструменты дополненной реальности для продвижения продукции — например, чтобы перед покупкой мебели посмотреть на мобильном устройстве, как она будет смотреться в гостиной, или мимоходом примерить платье на умной витрине. Но еще до выхода на рынок каких-либо значимых технологий в этой области успех Pokémon GO и художественных фильтров Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Snapchat, работающих в режиме реального времени (да, это тоже AR!), — это доказательство того, что дополненная реальность уже стала частью нашей повседневной жизни.
Кажется, почти все сходятся во мнении, что AR станет следующим грандиозным событием. Или это все — не более чем просто раздутый ажиотаж? На эту мысль наводят некоторые факты: так, производитель микросхем Intel заморозил свои планы по разработке решения для дополненной реальности Vaunt. А что же Magic Leap — таинственная компания, которая, не имея готового продукта, смогла получить $2,3 млрд венчурного капитала? И это не говоря уже о вопросах, касающихся конкретных моделей получения прибыли, что стоят за бурными дискуссиями. Например, станет ли Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в ближайшем будущем отдельно продавать фильтры дополненной реальности? Кроме развлечений и некоторых специальных приложений, AR в настоящее время остается в основном расплывчатым понятием. И при всем этом шуме возникает вопрос: что же такое дополненная реальность?
Между слишком узким и слишком широким
Вообще, термин «дополненная реальность» описывает дополнение восприятия органами чувств человека данными, получаемыми от компьютера. Это могут быть изображения, звуки, запахи или другие ощущения, которые может стимулировать компьютер. Но это понятие включает в себя всевозможные методы, имеющие между собой мало общего. Поэтому специалисты-обществоведы, изучающие связь электронных средств коммуникации с человеком, предлагают разделять понятия «смешанная реальность» (Mixed Reality), «дополненная реальность» (Augmented Reality) и «дополненная виртуальность» (Augmented Virtuality) как определенные состояния. Так, термин «дополненная виртуальность» описывает перенос объектов из реального мира в виртуальный, например, отображение реальных источников опасности и препятствий — автомобилей или стен (см. обзор ниже).
В повседневной жизни в настоящее время AR обычно ассоциируется с индикаторами на лобовом стекле, умными очками и смартфонами. С одной стороны, они представляют собой прозрачные системы визуального отображения, которые проецируют информацию от компьютера в поле зрения пользователя (ИЛС в автомобиле) или отображают в поле зрения информацию от компьютера (Google Glass, HoloLense). С другой стороны, существует AR для мобильных устройств: окно в дополненную реальность открывается в смартфоне, на дисплее которого отображается результат смешения «реальной» и «виртуальной» информации. Но по качеству эти системы отличаются настолько, что границы понятия AR слишком расширяются.
Ситуация еще больше осложняется тем, что определения «реальный» и «виртуальный» и их сочетания можно понимать по-разному. Большое значение имеет то, насколько хорошо организована в сеть (насколько «умна») виртуальная часть AR. Но как определить степень цифровизации или организации в сеть продукта AR? Является ли маршрут, рассчитанный офлайн в бортовой системе автомобиля, менее (или более) цифровым, чем полученный с серверов Google в режиме реального времени? Являются ли дополненной реальностью виртуальные линии офсайда во время трансляций футбольных матчей? А как же фильмы с субтитрами или отметки времени на цифровых фотографиях? Можно еще больше запутаться, если не ограничиваться только зрительным восприятием. Ведь каждое вмешательство компьютера в нашу повседневную жизнь считать проявлением дополненной реальности. Но именно в этом направлении идет развитие AR — к границам полностью цифрового мира.