Боевые сёстры братьев Кастро
Главные образы революции на Кубе — мужские, главные лица — братья Кастро и Че Гевара. Боевых подруг было немного, но они могут называться так с полным правом: кубинские женщины-революционерки прошли и подполье, и партизанские отряды, и тюрьмы.
«Я — Куба»
В 1963–1964 годах советский режиссёр Михаил Калатозов снимал фильм «Я — Куба», состоявший из четырёх новелл. Каждая из них рассказывала о судьбе одного героя накануне кубинской революции. Текст за кадром читала сама Куба, говорившая голосом актрис Ракель Ревуэльты (на испанском) и Нины Никитиной (на русском).
Первая часть фильма была посвящена девушке Марии, жительнице бедного квартала. Она вынуждена зарабатывать проституцией. Джим, клиент-американец, обманывает девушку и забирает дорогой ей крест. Рассказчица за кадром говорит, обращаясь к мужчине: «Я — Куба. Что же ты бежишь? Ты ведь приехал сюда развлекаться. Развлекайся. Разве это не весёлая картина? Не опускай глаза, смотри!»
Пожалуй, в представлении большинства людей положение кубинок в середине XX века таким и было. Униженные, вынужденные зарабатывать любым доступным способом, обманутые женщины, которых некому защитить. А между тем, от реальной жизни это представление, как и любой стереотип, достаточно далеко.
К примеру, требование признать юридическое равноправие полов впервые прозвучало на острове ещё в 1869 году. Первая Национальная феминистская партия появилась в 1912 году, а в 1925-м Национальная федерация женских ассоциаций страны включала около 70 организаций. Конституция 1940 года запрещала дискриминацию, гарантировала женщинам и мужчинам равные права.
«Если бы Монкада попала в наши руки, то даже женщины Сантьяго-де-Куба взяли бы в руки оружие! Много винтовок зарядили нашим бойцам сёстры гражданского госпиталя! Они тоже сражались. Этого мы не забудем никогда». Фидель Кастро, «История меня оправдает»
Но это с одной стороны. С другой, Куба традиционно была «островом свободы», но не в том смысле, в каком мы привыкли употреблять это выражение. Зарегистрированные в одной только Гаване публичные дома в середине прошлого столетия исчислялись тысячами, в некоторых источниках называется цифра более 8000. Уровень образования кубинок в целом был низким, многие из них жили в сельской местности, где ограничивались несколькими начальными классами школы. Но из этой среды выходили женщины, характер и судьба которых становились легендами.