Сценическая машинерия
Легенды автопрома на театральных подмостках
Малознакомым нашему уху словом «машинерия» принято обозначать совокупность механизмов, обеспечивающих движение на театральной сцене: ее вращение, смену декораций. Считается, что особых успехов в этом многотрудном деле достиг Гаэтано Джойя – итальянский хореограф XIX Века, в постановках которого были бури, пожары и прочие катастрофы. Но сегодня к нему добавились современные постановщики, в чьих работах на сцене появляются… автомобили. Будучи сами по себе сложной совокупностью узлов и агрегатов, они в большинстве случаев помогают адаптировать к современной жизни классические сюжеты. Ведь, в отличие от любви, коварства, ненависти и тому подобного, автомобиль привязан к годам своего выпуска, а потому – отличный маркер своей эпохи.
Автодом
«КЛАДБИЩЕ ПОНТОВ»
Театр «Модерн», Москва
«Театры сегодня – это абсолютная территория свободы. Мне никто не намекал: то ставь, то не ставь». Это цитата из интервью режиссера Юрия Грымова программе «Час Speak» канала RTVI, вышедшего как раз накануне премьеры «Кладбища понтов». Говоря об этом спектакле, Грымов добавил, что понты, которые, как известно, дороже денег, закончились. А что, как не крутой автомобиль, является истинным воплощением любых понтов. Спектакль называют философской притчей, в которой главные герои – неодушевленные предметы – автомобили. Прежде такое можно было увидеть разве что в анимации – пиксаровских «Тачках» или «Дорожной сказке» Гарри Бардина. Но вот с конца 2020 года разговаривающие машины появились на сцене театра «Модерн». И, конечно же, это не детский спектакль. Это драма о любви, которая была настоящей, но теперь прошла и от этого больно. О предательстве и вере в то, что оно невозможно. О верности и неминуемом одиночестве. И о смерти, из-за которой еще больше хочется жить.
Ягуар, Лексус, БМВ, Бентли, Ламборгини, Мерседес-Бенц, Майбах – настоящая тусовка крутых тачек, в которой за равных, правда, держат Додж и Тойоту. Ну так у каждого свои понты. Воспоминания о бывшей роскошной жизни эти автомобили посещают после того, как от сердечного приступа умирает человек, который проявлял о них заботу. Теперь они никому не нужны и самое время вспомнить – кому именно они не нужны и почему и можно ли с этим что-то сделать. Вернуть все как было или отомстить, например.
Разбавляет драматизм момента брошенный хозяевами буквально вот только что безродный Хендэ, который возвращает «крутышей» с небес на землю, рассказывая, что, пока они тут прозябали, в мире появился каршеринг, и вообще, какая любовь? Но в спектакле полно не только любви, но и романтики. «Почаще смотрите на ночное небо – говорят, там, рядом с Большой Медведицей, иногда можно видеть созвездие Брошенных Машин».
Красная прекрасная
«ДОН ПАСКУАЛЕ»
Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина «Мюзик-Холл», Санкт-Петербург
По задумке режиссера Ханса-Йоахима Фрая, действие оперыбуфф «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, написанной в середине XIX века, было перенесено в Рим 60-х годов века ХХ. Комическая матримониальная история, поставленная в «Мюзик-Холле», разворачивается на киностудии, где снимается кино про старого богатого холостяка Дона Паскуале, его племянника Эрнесто и молодую вдову Норину. Для погружения в аутентичную атмосферу 1960-х художник-постановщик Петр Окунев разработал мебель и декорации в соответствующей эпохе стилистике – он вдохновлялся легендарными фильмами Федерико Феллини «Сладкая жизнь», «Римские каникулы», «Ночи Кабирии». Фоном идут документальные хроники – полуразмытые, то рассеивающиеся, то проступающие вновь. Автомобиль, который появляется во втором акте спектакля, – яркий и запоминающийся элемент сценографии, придающий постановке оттенок богемности. Чтобы создать иллюзию движения по магистрали, видеохудожник Вадим Дуленко разработал специальные видеопроекции: в сочетании с подвижными декорациями они делают сцены с автомобилем максимально эффектными и динамичными. Самоделка не копирует какую-то марку или модель из прошлого, она, скорее, собирательный образ родстера, какими их видели в тридцатые годы прошлого века.
Ода радости
«СВАДЬБА ФИГАРО»
Государственный академический Большой театр России, Москва