Пот, кровь, слёзы и крест
В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим. Начиналась эпоха крестовых походов, навсегда изменившая Европу.
Советские историки практически не принимали во внимание религиозных убеждений, которые побуждали европейцев отправляться в сложнейший путь в тысячи миль до Иерусалима. В историографии СССР было принято говорить о социальных и экономических факторах: перенаселении, отсутствии социальных лифтов, прекращении войн, ну и про политику жадных монархов и клириков не забывали. Безусловно, все эти факты нельзя не брать во внимание. Впрочем, ими одними объяснить такое явление, как Первый крестовый поход, невозможно.
Первый крестовый поход действительно первый?
На самом деле освободительные войны против мусульман европейцы вели уже на протяжении столетия. На Иберийском полуострове мавров выбивают из Толедо, Реконкиста идёт полным ходом. Норманны, будучи католиками, вытесняют арабов с Сицилии — фактически освобождают христианские земли.
Более того, в Малой Азии первое католическое государство появляется на 25 лет раньше Первого крестового похода — его сумел основать рыцарь Руссель де Байоль ещё в 1073 году. Впрочем, долго его княжество не просуществовало.
Европейцы на протяжении всего XI века воевали с арабами в Средиземном море. Папа Григорий VII неоднократно призывал рыцарей отправиться на Восток на помощь Византии, и эти воззвания не остались без внимания. Тысячи человек, кто как паломники, кто как воины, оказались на территории Малой Азии.
Впрочем, многие простые верующие погибали, причём не только от мечей мусульман, но и от жажды, жары, голода и болезней. Рыцари же поступали на службу правителей Константинополя, которые любили приглашать их в качестве наёмников. Поэтому говорить о том, что европейцы внезапно обратили внимание на Восток, не совсем верно.
Более того, Византия, в церковном отношении отделившаяся от Западной Европы после Великой схизмы 1054 года, постоянно вела войны с мусульманами. В конце столетия появились новые враги — турки-сельджуки. Внутренние междоусобицы и новый сильный враг поставили Константинополь на грань уничтожения.
В итоге император Алексей Комнин решил в очередной раз обратиться к европейцам за помощью. Он надеялся, что папа Урбан сможет уговорить несколько тысяч рыцарей отправиться на помощь христианским соседям. В целом план удался, но вот с масштабом движения и количеством воинов император несколько ошибся.
КРЕСТОНОСЦЫ НЕ ЗНАЛИ, что они крестоносцы. Само слово «крестоносец» (лат. crucesignatus — «отмеченный крестом») появилось спустя два века после начала крестовых походов. Впервые оно упоминается в исторических хрониках конца XIII века. Термин «крестовый поход» вошёл в оборот ещё позже — в XVII ве ке, благодаря Луи Мэмбуру — придворному историку французского короля Людовика XIV. Сами участники походов на Святую землю говорили, что пустились «странствовать по стезе господней», «пошли за море», «приняли крест», «отправились в паломничество».
Этого хочет Бог!
Началом крестовых походов принято считать Клермонский собор. В 1095 году после общения с византийскими послами папа Урбан II созвал духовенство и рыцарство и произнёс речь: «Земля, которую вы населяете, сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами она не обильна и едва даёт хлеб тем, кто её обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и друг с другом сражаетесь. Теперь же может прекратиться ваша ненависть и смолкнет вражда. Предпримите путь ко гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините её себе. Кто здесь горестен и беден, там будет богат».
На самом деле речь Урбана II не только дала старт крестовым походам, она зафиксировала многие изменения во взглядах внутри христианской, уже католической церкви. Появились две новые идеи: папа по обещал прощение и отпущение грехов всем, кто примет участие в походе, и, главное, церковь впервые одобрила войну и убийство. Раньше такого не было.
Весть о сборе крестового воинства облетела всю Европу, и рыцари начали готовиться к походу. Мысль о том, что рыцарство относилось к походам на Восток в первую очередь как к возможности разграбить сказочные арабские богатства, не совсем верная: они должны были экипировать себя, своих воинов и слуг. Для этого требовалось потратить примерно четыре годовых дохода.
Более того, один из предводителей Первого крестового похода Готфрид Бульонский был вынужден заложить свой родовой Бульонский замок. Добытые трофеи меняли на месте для пополнения провианта и ремонта вооружения. Домой крестоносцы возвращались с реликвиями, которые не продавали, а отдавали местным приходам.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОРИКИ уже не одно десятилетие ведут споры об участии русских князей в крестовых походах. Убедительных доказательств нет. Но «русский след» в Первом крестовом походе имеется! Среди крестоносцев оказался Гуго Великий, сын французского короля Генриха I, чьей женой была Анна Ярославна, дочь князя Ярослава Мудрого.
Кровавый путь по Европе
Путь крестового воинства до Константинополя отнюдь не был простым. Первыми освобождать Иерусалим спонтанно отправились бедняки. В районе Дуная армия венгров и болгар перебила четверть участников так называемого Крестьянского крестового похода. Остальных уже в Малой Азии разгромили отряды турок-сельджуков.