Ольгерд vs Дмитрий
«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество. Но литовцы не смогли завоевать Белокаменную.
Ключевым эпизодом в судьбе Литовской Руси стала война Ольгерда с Дмитрием Ивановичем, будущим Дмитрием Донским. Литва показала свою силу, но Москву не взяла и не устранила главного конкурента в пресловутом «собирании русских земель», что стало фатальным для неё уже в следующем веке.
Обойтись без ярлыка
Занятые кровавой борьбой на западе и экспансией на юге, литовские князья достаточно долго были равнодушны к ситуации далеко на востоке. Они знали, что русские князья периодически ездят в Орду за ярлыком на великое княжение, получают его (хотя иногда находят в кочевьях и смерть), клевещут друг на друга и привозят богатые подарки хану, его жёнам, родне и приближённым. После чего становятся обладателями права собирать дань на Руси. Во всяком случае, до тех пор, пока ярлык не перекупит другой князь.
Литовцы не отрицали, что татарам зачастую выгоднее заплатить, чем ждать набега, и даже собирали в южных владениях «татарщину» — особый налог. Но подтверждать великокняжеский статус грамотой с печатью, поставленной в Сарае, не собирались.
Наблюдать за круговоротом татарского ярлыка на Руси было интересно, но не более того. Поэтому Владимиро-Суздальская Русь долго оставалась на периферии литовской политики. Однако во второй половине XIV века в Вильно осознали, что Северо-Восточная Русь уже не Владимирская, а Московская, что обладателем ярлыка уже давно является одна и та же династия, и эта династия год от года увеличивает территорию княжества. Иногда мечом, гораздо чаще покупкой и наследованиями.
Ещё недавно малоизвестный городок стал сильным игроком. Он пока не был готов бросить вызов Литве, но явно стремился сделать это в ближайшем будущем. Воинственный Ольгерд привык действовать мечом, а не ярлыком. И решил нанести упреждающий удар.
«Где ваш князь?»
Кроме Москвы, на Руси было ещё несколько влиятельных игроков, не смирившихся с тем, что ярлык на великое княжение закреплён за властителями одного города навсегда. В первую очередь сопротивлялась Тверь. В 1368 году тверской князь Михаил претерпел серьёзную обиду от Дмитрия Ивановича: тот заманил его в Москву под гарантию своего слова и арестовал. Михаила спасло прибытие трёх татарских послов, видимо, напомнивших, что княжеские обещания надо соблюдать.