Страх смерти и жажда казни: почему общество снова вспомнило о «высшей мере»
Преступление в Саратове вызвало очередную волну обсуждений, надо ли вернуть в России смертную казнь. Отчего этот очевидный анахронизм вновь и вновь возникает в общественном сознании?
Среди страхов, которые испытывают россияне, страх собственной смерти стоит далеко не на первом месте: о нем вспоминает менее 10%. На первом месте — страх не за себя, а за близких, особенно за детей. В эпоху, когда у родителей всего один ребенок, его благополучие — главная их забота. Среди многочисленных опасностей, которым в воображении родителей подвергается единственное дитя, на особое место выдвинулся риск стать жертвой маньяка-педофила. Такие страхи присущи общественному сознанию, но подстегиваются публикациями в СМИ и интернете. При этом ни журналисты, ни блогеры не вспоминают, что убийства детей значительно чаще происходят не маньяками на безлюдной улице, а дома — родителями или другими близкими родственниками. Конструируется фобия: полагается думать, что каждый ребенок, оказавшись вне дома, находится в опасности. Ему грозят похищение, насилие, смерть.
И вот недавняя трагедия в Саратове — убийство 9-летней девочки. Хотя нет информации, что она была изнасилована, в большинстве обсуждений эта тема неизменно всплывает: зачем убивать ребенка, кроме как чтобы скрыть сексуальное преступление?
Общественное сознание в той его проекции, что отражена высказываниями в интернете, почти не обращается к вопросу, почему иные люди идут на совершение таких поступков, за которые полагается жестокая кара. Похоже, наше общее «Я» просто не может вообразить такие причины. Оно предпочитает считать, что это действия исключительно маньяков, которые их совершают ввиду своей извращенной, ненормальной натуры. Вообще-то людей больных, с отклонениями от нормы — по самой сути этого понятия — должно быть мало. Между тем, в последние годы сама боязнь педофилов стала среди родителей устойчивой нормой. Теперь считается, что отпустить ребенка на улицу без старших способна только такая семья, которую называют «неблагополучной». Вот и в случае с погибшей в Саратове девочкой в дискуссиях в интернете постоянно звучат обвинения в адрес родителей: почему они отпускали девочку в школу одну, ведь всегда есть угроза встретить маньяка.