«Все эти писатели давно умерли — никто никому больше ничего не должен»: Галина Юзефович о том, зачем заново учиться читать
В интервью Алексею Мунипову литературный критик, профессор школы Сколково Галина Юзефович рассказывает, зачем сегодня нужно заново учиться читать: как правильно оценить контекст книги, почему современный читатель стал свободнее и как правильно выбирать бизнес-литературу среди сотен книг, похожих друг на друга.
У вас есть курс, где вы учите бизнесменов читать книги. Зачем вообще этому учиться? Кажется, читать умеют все.
На этот вопрос есть сразу несколько ответов. Один из важных вопросов, которые мы обсуждаем с участниками — это «зачем можно читать книжки?». Не нужно, не должно, а можно. Чтение перестало быть обязательной практикой, но оно сохранило массу других полезных свойств, которые не предлагает больше ни один тип культурного потребления. Так что наша первейшая задача — придумать мотивацию. Как использовать эту область? И оказывается, что вариантов довольно много. Во первых, чтение по-прежнему — социально одобряемая практика. Читая, человек часто чувствует себя молодцом, получает позитивное подкрепление. Это важно, ценно и дорого. Многие также говорят, что чтение выполняет еще и медитативную функцию. Это переключение на совершенно другой тип информации. Как будто тебя вынули из машины и заставили идти пешком: по дороге ты внезапно замечаешь то, чего не видел, когда ехал на скорости 60 километров в час.
«Бизнес — он прежде всего про масштаб личности»
Еще чтение — это отличная платформа для общения. Книжные клубы, которые мы проводим в бизнес-школе, это замечательно показывают. Книга — это фундамент для неконкурентной, плодотворной, эмоционально вовлеченной коммуникации. У нас ведь люди, разговаривая друг с другом, сразу начинают выяснять, кто из них круче. Это большая проблема, которая сильно мешает качественному общению. А обсуждать книги — это безопасно. Не нужно выяснять, у кого лопатка длиннее. Поэтому общение становится содержательным, можно учиться слышать собеседника, спокойно обсуждать серьезные вещи. В общем, мы пытаемся придумать, зачем эта практика может быть полезна каждому конкретному человеку. Как развернуть чтение к самому себе.
Бизнес-образование традиционно нацелено на пользу и эффективность. В чем польза чтения и обсуждения книг?
Видите ли, бизнес — он прежде всего про масштаб личности. Настоящая эффективность в бизнесе невозможна без масштаба лидера. И если вы посмотрите на современных успешных бизнесменов, вы едва ли найдете среди них диковатых братков из 90-х. Бизнес-образование — оно не только про овладение механическими навыками. Оно еще и про персональное пространство. Я ужасно не люблю выражение личностный рост, но чтение ровно про это. Это способ увеличить пространство собственной личности. И результаты всегда очень заметны. Я однажды слушала выступление президента СКОЛКОВО Андрея Шаронова. И за 10 минут услышала в его речи две прямые цитаты из книг и пяток скрытых, причем из очень разных произведений. Вот такой опыт оперирования книжным контентом вызывает большое уважение. Он создает ощущение глубокого внутреннего мира, что, конечно, всегда очень ценится. Главное, что участники моих семинаров получают за свои деньги — это рычаги, которые позволяют осуществить накачку внутреннего объема и масштаба.
Одна из ваших программ называется «Как читать книги» — и звучит немного парадоксально.
У нас есть ощущение, что читать — это просто механически складывать буквы в слова, а слова в предложения. Но на самом деле чтение это гораздо более сложный процесс. Люди редко про это думают, мы привыкли смотреть на текст фронтально. Но текст — это сложная 3D-конструкция, его можно прочесть десятками разных способов. Мы как-то тренировались со студентами, как можно по-разному прочитать роман Стивенсона «Черная стрела». Можно читать его как роман о войне Алой и Белой Розы. Можно как историю отображающую гендерные отношения в викторианскую эпоху, потому что роман-то был написан Стивенсоном именно тогда, и любовная история, встроенная в роман, совершенно викторианская, просто разворачивается в декорациях XV века. Или как историю костюма. Или как внутреннюю эволюцию самого Стивенсона, потому что он писал ее очень долго и там видно, как меняются его убеждения. А можно