Париж стоит мессы?
Считается, что во второй половине XVI века во Франции было восемь религиозных войн, в которых католики противостояли гугенотам. Хотя когда начинаешь разбираться в этой хронологии, то кажется, что на протяжении почти 40 лет во Франции полыхала одна война. И религия в ней была не всегда на первом месте.
Лютер и Кальвин
В Европе XVI столетие выдалось неспокойным, и во многом потому, что прошло оно под знаком Реформации. Считается, что 31 октября 1517 года немецкий богослов Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви в городе Виттенберге 95 тезисов, положивших начало глобальным изменениям в католической церкви. Имел ли место такой символический жест, или это красивая легенда, сегодня установить сложно. Но главное, что тогда были сформулированы основные принципы протестантизма. Они известны как «Пять только» (Quinque sola), так как были написаны на латыни и каждый пункт начинался со слова «только» — sola.
- Только Библия является основой христианского вероучения.
- Только верой человек может спастись. Добрые дела не купят спасения души, а деньги — тем более.
- Только Божья благодать, которая не зависит ни от чего и не может быть заслужена, спасает человека.
- Только Христо сможет стать посредником между Богом и человеком, и только он достоин поклонения.
- Только Богу слава, а все традиционные церковные институты не заслуживали почтения и внимания.
Учитывая тесную связь официальной церкви с верховной властью во многих европейских странах, Реформация становилась, по сути, не только религиозным, но и политическим движением, приобретая в разных государствах индивидуальные черты. Во Франции получило распространение учение, созданное теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Его доктрина считается более строгой, чем у Лютера. Он так же призывал очистить церковь от всего наносного и внешнего, но добавлял, что всё предопределено. Одни люди спасутся, другие погибнут, и Бог определяет это с самого начала. Изменить предначертанный путь нельзя, заслужить изменение своей судьбы — тоже. Но тем не менее существует и Божья милость, и она не поддаётся логике. А значит, шанс на спасение остаётся у всех.
От равнодушия до ненависти
Поначалу французский король относился к протестантам не то чтобы терпимо, но по большей части закрывал глаза на их существование, хотя и тревожил время от времени. Всё-таки Лютер был отлучён от церкви ещё в 1521 году, и его учение оказалось вне закона.
Во Франции были и собственные реформаторы, например, епископ Гийом Брисонне. Он, оставаясь в лоне официальной католической церкви, переводил Библию на французский, стремился «очистить» духовенство, призывал священников подавать личный пример мирянам, хотел, чтобы церковь отказалась от многих суеверий, и так далее.
Протестантские (гугенотские) общины существовали в основном в больших городах, насчитывали от силы несколько сотен человек, как в Париже, и особенно не проявлялись. Баланс был нарушен в 1534 году. В октябре в крупных французских городах появились листовки, в которых говорилось, что церковь не нуждается в кардиналах и епископах, так как жертва Христа — уже достаточный подвиг для того, чтобы уверовать. Католичество, по мнению авторов воззвания, утратило свою роль — перестало напоминать о страданиях Иисуса. Службы и весь существующий вокруг них антураж лишь отвлекают верующих.