Микоян, дважды спасённый
Политика в Японии — на редкость опасная работа. 8 июля 2022 года в древнем городе Нара террорист-одиночка застрелил во время предвыборного митинга бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Гибель Абэ — не первый случай убийства видного государственного деятеля на островах.
Убийство на фотоплёнке
Не считая раненых, но выживших, из примерно 60 премьер-министров этой страны около десятка погибли от рук террористов, были казнены или умерли в тюрьме. Впрочем, заниматься политикой в Японии всегда было опасно не только для местных жителей — достаточно вспомнить два удара саблей «японского городового» по голове цесаревича Николая Александровича в 1891 году, которые чуть было не перевернули ход мировой истории. Похожая ситуация могла сложиться спустя 70 лет, в 1961 году, но уже с советским высоким гостем — первым заместителем председателя Совета Министров СССР Анастасом Ивановичем Микояном.
Тогда, в конце XIX столетия, перед визитом цесаревича российский посланник в Японии Дмитрий Шевич предупреждал царский двор о возможной опасности. Японские правые в те годы уже видели в России одного из главных врагов своей страны, протестами и угрозами пытались предотвратить приезд Николая и за полгода до визита даже атаковали русское посольство. В Петербурге решили, что это временное настроение, что действуют маргиналы, и в конце концов, всё обойдется. Не обошлось…
Советский вице-премьер собрался в Японию тоже не в самый простой момент. В октябре 1956 года в Москве была подписана совместная советско-японская декларация, ликвидировавшая состояние войны между нашими Микоян, дважды спасённый странами и до сих пор выполняющая функцию мирного договора между Японией и Россией. В Токио многие остались декларацией недовольны. Несмотря на фактически заключённый мир, Советский Союз традиционно воспринимался как военный противник. А теперь, когда в Японии обострилась политическая борьба и активизировалась запрещённая прежде коммунистическая партия, то ещё и как разжигатель мирового коммунистического пожара. Кроме того, это было время расцвета японской мафии — якудза, прежде сдерживаемой милитаристским режимом, а теперь негласно помогающей демократическому правительству бороться с коммунистами.
И не только с ними.
Меньше чем за год до прибытия в Токио Микояна там был убит лидер Социалистической партии Японии Инэдзиро Асанума — при обстоятельствах, схожих с гибелью Абэ, но по совершенно иным причинам. Один из главных критиков Японо-американского договора о безопасности, заключённого в том же 1960 году, Асанума был настроен прокитайски и просоветски. Годом ранее он назвал США «общим врагом японского и китайского народов». Главный противник Асанумы — лидер ультраправой «Патриотической партии Великой Японии» (ППВЯ) Сатоси Акао — стоял на противоположных позициях: «Коммунизм — наш враг, и, если мы его не уничтожим, коммунизм уничтожит нас. Крушите его! Он наш самый страшный враг! Сила спасёт мир на земле. И в таком вооружённом мире самыми сильными должны быть Америка и Япония».