«Не скользнуть в бездну»
Судьба атамана Бориса Анненкова как зеркало Гражданской войны. Продолжение. Начало см. «Дилетант», №88, апрель 2023 года.
Война расчеловечивает, Гражданская — тем более. Но степень падения и его мера у всех разная. Крестьянские восстания в Семипалатинской области и Алтайской губернии подавлялись беспощадно. «Действовал военно-полевой суд, — признавал Анненков. — Расстреливали, рубили». 15 сентября, заняв Славгород, он приказал публично казнить 87 захваченных делегатов уездного крестьянского съезда, а всего в городе анненковцы убили около пятисот человек. Затем Борис Владимирович разместился со своими людьми в Семипалатинске, претендуя на полную независимость от Омского правительства. По разным свидетельствам, в тот период Анненков снискал репутацию аскета: не курил и не пил, не играл в азартные игры, избегал скандалов и связей с женщинами. В свободное время писал плохие героические стихи.
Партизанам жестокий командир импонировал. Он отменил чинопочитание и заменил его обращениями на «ты», требуя, чтобы все воины называли друг друга братьями. В конце 1917 года генерал Михаил Алексеев ходил по Новочеркасску с протянутой рукой, собирая жалкие рубли на свою крошечную организацию. Анненков решил вопрос просто. Семипалатинские купцы обязались снабжать своих защитников всем необходимым — под угрозой расстрела. Скандалы разгорались, а слухи ширились. Омские власти начали расследование преступлений георгиевского кавалера, но последствия так и не наступили.
6 ноября 1918 года отряд, насчитывавший 3,5 тысячи штыков и сабель, был переформирован в Партизанскую дивизию атамана Анненкова, подчинённую войсковому атаману Семиреченского казачьего войска, генерал-майору Александру Ионову. На левый рукав формы анненковцы нашивали особый отличительный знак в виде чёрно-красного угла вершиной к плечу. Дивизионное знамя украшали эмблема Адамовой головы с перекрещёнными костями и девиз «С нами Бог», родивший популярное приветствие: «С нами Бог и атаман Анненков!» Эмблему в виде Адамовой головы носили и на головных уборах, а некоторые партизаны татуировали её на теле, дополняя изображение православным крестом и забавными змеями, символизировавшими ленинцев.
Чины дивизии отличались опереточным обмундированием, но военная бюрократия сводилась к минимуму. «Штаба и свиты у атамана нет, — писала одна из газет, — только пишущая машинка и вестовые. За сквернословие на третий раз изгонялись. Образцовая дисциплина, хорошее снаряжение, три рода оружия, преобладают интеллигентная молодёжь, казаки и киргизы». С зимы 1918–1919 годов дивизия сражалась с противником в Семиречье, её страшный начальник требовал «водворения правопорядка, тишины и спокойствия», а также беспристрастного отношения к крестьянам, казакам и киргизам.
Начдив запретил на подконтрольной территории продажу породистых лошадей и спиртных напитков с преданием виновных военно-полевому суду. Пьяных сажали под арест и штрафовали, китайцев, ввозивших в Россию алкоголь, высылали обратно с конфискацией товара. Сеять опиумные злаки разрешалось только русским с санкции областных властей, незаконные посевы уничтожались. Кстати, кокаин и опиум анненковцы употребляли, с чем атаман пытался бороться путём издания суровых приказов. Служили в дивизии преимущественно оренбургские, семиреченские, сибирские казаки, в меньшей степени — сибирские крестьяне-старосёлы, немногие офицеры, а также киргизы, китайцы, уйгуры и афганцы, отличавшиеся особой жестокостью.