Ближний морской бой: как возникла и развивалась практика брать вражеские суда на абордаж
За исключением последней пары сотен лет главными средствами ведения морского боя были таран и абордаж. «Морская пехота» консула Гая Дуилия и пираты Генри Моргана только на первый взгляд непохожи — воевали они одинаково
«Этого момента и ждал Морган.
— На абордаж! — закричал он. — Выбрасывай крючья! И пока матросы выбрасывали вдоль бортов кранцы из переплетенной пеньки, чтобы ослабить удар при столкновении, Морган собрал на полубаке ударный отряд из стрелков и части канониров, готовый в мгновение ока перенестись на палубу испанца».
Так начинается описание одного из многочисленных боев в романе Эмилио Сальгари «Королева Карибов». Слово «абордаж» произошло от французского abordage, что можно перевести как «сближение (или приставание) бортом». Главная цель абордажа — вывести из строя корабль противника путем физического уничтожения его команды или же принуждения ее к сдаче с последующим захватом корабля в качестве приза.
Начиная с древнейших времен и до XVI века абордажные схватки преобладали в тактике военных флотов на огромном пространстве от Древнего Египта до Скандинавии. Абордаж оставался одним из основных способов ведения морского боя вплоть до середины XIX века, когда с развитием дальнобойной и скорострельной корабельной артиллерии, а также началом эпохи броненосного флота он утратил прежнее значение.
Антитаранный «дельфин»
В эпоху гребного флота основными способами ведения морского боя являлись таран и абордаж. Таранили либо сразу, с ходу, либо же вначале выполнялся проход вдоль борта вражеского судна, чтобы поломать противнику весла, после чего уже обездвиженный корабль подвергался таранному удару с наиболее выгодного направления.
Считается, что первыми такое революционное на то время новшество, как таран, активно стали применять финикийцы. Боевой таран представлял собой сложную конструкцию: в носовой части вместо привычного форштевня сооружалась прочная и практически вертикальная стенка, шедшая снизу, от верхнего киля, и до верхней части боевой палубы, а нижняя часть киля выполнялась заостренной и выступала далеко вперед.
Согласно дошедшим до нас сведениям, во многих случаях выступающая часть тарана была составной, чтобы быстро чинить таран после его поломок при ударах по вражескому кораблю. Снаружи таран обшивался медными пластинами, а внутрь заливали свинец.
Впоследствии греки, первыми начавшие строить корабли с тремя рядами весел (триеры), внедрили на свои корабли и надводный таран, который представлял собой горизонтальную балку, сооружавшуюся в надводной части форштевня и оковывавшуюся медью. Главной задачей надводного тарана было повреждение весел вражеского корабля и разрушение надводной части его корпуса.
Применялись также тараны в виде звериной головы или птичьего клюва, которые именовались рострами, — в традиции того времени было при победе над вражеским флотом отпиливать у захваченных кораблей эти самые ростры, украшая ими различные памятные сооружения (отсюда название ростральных колонн).
Уже в середине первого тысячелетия новой эры византийские дромоны оснащались «толстыми» таранами, которые крепились в районе ватерлинии: верхняя поверхность такого тарана выступала над водой и могла служить при абордаже мостиком, по которому моряки перебегали на вражеский корабль. Причем и конструкция самого тарана была иной — таранный брус обивался хорошо подогнанными металлическими пластинами, в результате чего получалось нечто вроде боевых доспехов. При повреждении пластин в бою их можно было легко заменить запасными.
Однако таранная тактика боя требовала от капитана и команды чрезвычайно высокого мастерства: успех таранной атаки зависел от верного выбора момента и направления атаки, умелой работы рулем и слаженной работы гребцов. Простыми невольниками здесь дело уже ограничиться не могло, необходимо было готовить, как сказали бы сегодня, гребцов-профессионалов.
Разумеется, одновременно с таранным оружием разрабатывались и противотаранные тактика и средства. Среди прочих можно отметить «дельфин». Первыми стали применять это высокоэффективное средство греческие моряки, оно позволяло одним ударом вывести из строя и обездвижить вражеский корабль, пытающийся прорвать строй или таранить другой корабль.
«Дельфин» представлял собой массивный металлический груз, который подвешивался на рее или на специально вынесенной за борт стреле. При приближении вражеского корабля «дельфин» заводился над его палубой, после чего моряки перерубали крепившую его веревку — массивный «дельфин» резко падал вниз и часто без труда проламывал палубу и днище корабля. А против неприятельских стрел и снарядов катапульт использовались деревянные и плетеные щиты и даже кожаные мешки с песком, которые вывешивались за борт корабля.
Протараненный вражеский корабль либо шел ко дну, либо же его брали на абордаж. В последнем случае для надежного закрепления с противником использовались абордажные крючья и так называемые «корабельные руки» — особые массивные клешневидные конструкции, крепившиеся по обе стороны от форштевня и «хватавшие» борт вражеского корабля.
Явление «ворона»
Однако, пожалуй, самым интересным и оказавшим огромное влияние на ход истории средством для абордажного боя стал «ворон», или иначе корвус (от лат. corvus — «ворон»), изобретенный римлянами и впервые примененный ими в 260 году до н. э.
Нужда в таком необычном средстве возникла по весьма прозаической причине. Риму надо было во что бы то ни стало нанести поражение Карфагену, но сделать это можно было, только разгромив неприятельский флот, по всем параметрам превосходивший римский. Единственный шанс заключался в том, чтобы реализовать на море главный козырь римлян — превосходство их хорошо подготовленной и вооруженной пехоты. Правда, оставалась одна загвоздка: как доставить грозных легионеров на борт вражеских кораблей? Ведь пехотинцы не моряки, они не привыкли к качке и прыжкам с борта на борт. Решение пришло само собой — доставить римскую пехоту на палубу вражеского корабля надо при помощи специального «мостика».