Непосильное семя
Квотирование поставок зарубежных семян может негативно повлиять на рынок
Инициатива Минсельхоза квотировать импорт семян некоторых агрокультур имеет серьезный шанс быть реализованной, и уже с начала 2024 года из недружественных стран в Россию будет ограничен ввоз семенного материала картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы. Ведомство считает, что эта мера подстегнет развитие отечественной селекции и семеноводства. Однако эксперты рынка и аграрии опасаются возможного дефицита качественных семян в ближайшие годы и снижения рентабельности в растениеводстве.
Минсельхоз предложил квотировать ввоз семян из недружественных стран (ограничения не будут распространяться на товары, которые поступают на российский рынок из стран ЕАЭС). Вопрос рассматривался на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Минэкономразвития 17 февраля. Ведомство предлагает ввести ограничения на импорт семян картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы с 1 января по 31 декабря 2024 года. Объем квот на момент подготовки материала был неизвестен. Минсельхоз обещает, что регулировать объемы ввозимых семян будет гибко, а уменьшать квоты — поэтапно.
В начале марта министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в интервью «Коммерсанту» отмечал, что инициатива агроведомства на правительственной подкомиссии по тарифно-таможенному регулированию была поддержана. Каким будет размер квот и на какие семена они все-таки в итоге будут распространяться, определит правительство на основе предложений Минсельхоза. «Планируем идти поступательно, аккуратно, уменьшая квоты в перспективе следующих трех лет по мере увеличения внутреннего производства семян», — заверял глава министерства.
Что касается сотрудничества с иностранными семенными компаниями, то с ними ведомство тоже хочет «нормального взаимодействия», без тотальной зависимости от импортного материала. «Можете поставлять и семена, но поставляйте и чистые линии, чтобы мы эти семена производили на своей территории. В такой конфигурации мы готовы работать и рады всех видеть», — цитировал Патрушева «Коммерсантъ». Министр также ранее отмечал, что ничего не будет сделано в ущерб урожаю. По его словам, без ограничения иностранной селекции нельзя получить толчок к развитию собственной. А Россия, находясь в условиях санкций, может неожиданно столкнуться и с ограничениями поставок семян. «И вот тогда ситуация будет совсем тяжелая», — говорил глава Минсельхоза.
Согласно данным агроведомства, в сахарной свекле на отечественные семена приходится около 3 % общего высева, в картофеле — 9 %, подсолнечнике — 22 %. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, это говорит о недостаточной эффективности реализуемых мер господдержки отечественных семеноводов, а также об отсутствии должного спроса на российские семена со стороны аграриев. По словам Митина, важно не только вырастить семена, но и обеспечить их высокое качество. «Ключевой вопрос: что нужно сделать для создания и внедрения в агропромышленный комплекс передовой отечественной селекции и семеноводства, востребованных рынком. Объективно оценить — востребованы ли результаты труда ученых российскими аграриями», — подчеркнул он.
Вотум недоверия
Однако далеко не все эксперты рынка согласны с тем, что упор на качество и искусственные ограничения могут сосуществовать. Возможность выбирать из всего спектра, а не брать навязанные искусственно семена важна для аграриев, считает вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. Это поддерживает адекватную конкурентную среду на рынке. Отсутствие импорта автоматически создает монополию отечественных производителей, совсем не приводя к росту качества продукции, как задумывалось авторами инициативы по квотированию ввоза семян.
Кроме того, производства так или иначе локализуются, в России немало площадок разведения, и закупка семян должна продолжаться для их функционирования, обращает внимание эксперт. «И в целом смена семян — дело непростое, затратное, а иногда и рисковое. Процесс выбора подразумевает испытания нескольких вариантов, что требует временных и финансовых ре ́ - сурсов, — указывает он. — А при не самой лучшей рентабельности зерновых многие аграрии просто не готовы проводить эксперименты — для многих наступил период экономии».
Российская селекция зачастую предоставляет изолированный результат, отдельные сорта, а аграриям проще купить всю технологию — иностранные гибриды с агрономической поддержкой и понятным результатом, продолжает Корбут. Кроме того, в стране слабая и неотлаженная система продвижения отечественных семян, а ведь мало их произвести и зарегистрировать в реестре, нужно еще и показать сельхозпроизводителям, как они работают на практике.
В стране уже зарегистрированы отечественные сорта и сахарной свеклы, и масличных, и картофеля. Но не все аграрии готовы их использовать, и на то есть вполне объяснимые причины, относящиеся не только к плохой маркетинговой составляющей. «Если мы будем использовать материал российских компаний, мы потеряем в урожайности, — опасается директор по растениеводству «Русской аграрной группы» (Рязанская область) Дмитрий Гарнов. — Пока что российский подсолнечник дает с гектара на 40 % меньше, по сое поздние сорта также более выигрышные у зарубежных партнеров, ввозная кукуруза более устойчива к заболеваниям и меньше реагирует на погодный фактор». Если озимая пшеница, по словам руководителя, практически во всей стране используется отечественной селекции, то яровая — импортной, хотя семена выращены в России. То же самое касается и ячменя. Соя в «Русской аграрной группе» на 50 % отечественной селекции, на 50 % — австрийской, рапс, кукуруза и подсолнечник — импортные, но производятся в России, хотя родительские формы и завезены из-за рубежа.
«Сахарная свекла, которую мы сеем, на 100 % из импортных семян, — рассказывает президент ГК «Агротех-Гарант» (Воронежская, Белгородская области) Сергей Оробинский. — И любые попытки использовать отечественный материал оборачивались снижением урожайности на 100–150 ц/га». Подсолнечник компания также выращивает полностью из импортного материала (в сравнении с отечественным разница в урожайности составляет 8–10 ц/га в пользу зарубежного). Кукуруза на 30 % краснодарская, на 70 % — зарубежной селекции, хотя и тут российская демонстрирует результаты хуже. По сое соотношение обратное — ввозные семена составляют 30 %, так как в целом качество отечественных группу устраивает. Зерновые же на 90 % российской селекции.
Позитивные примеры использования достижений отечественной селекции тоже есть. Агрохолдинг «Степь» уже несколько лет реализует программу импортозамещения, в том числе направленную на замещение семян иностранной селекции. Уровень самообеспеченности семенами основных агрокультур в компании превышает среднероссийский показатель, утверждает гендиректор «Степи» Андрей Недужко. По основным производственным позициям, например пшенице и ячменю, агрохолдинг обеспечен отечественным посевным материалом на 100 %. Полностью замещен импортный посевной материал кондитерского подсолнечника, горчицы, льна, кориандра. «У нас сформирован пул надежных российских поставщиков, который обеспечивает нашу потребность в качественном семенном материале, кроме того, мы используем семена собственного производства», — делится топ-менеджер.
Совместно с партнерами «Степь» активно ведет и селекционную работу. Удачный пример — высокоурожайный сорт пшеницы Система. По результатам контрольной уборки в хозяйствах краснодарского кластера компании его урожайность составила более 101 ц/га, что значительно выше среднего показателя по этой культуре в регионе. При разработке удалось решить и другие задачи — сорт устойчив к недостатку влаги, грибковым, вирусным заболеваниям, способен выдерживать морозы до –25 °С. Отличают его и высокие показатели качества — зерно получается 3-го класса, с содержанием белка почти до 14,8 % и клейковины до 29 %. Агрохолдинг и в дальнейшем планирует наращивать темпы развития селекционного направления. При переходе на отечественный посевной материал финансовый результат и эффективность не снижаются, констатирует Недужко.
«Для обеспечения продовольственной безопасности страны, особенно в текущих условиях, значительно увеличивается потребность в семенах отечественного производства», — комментирует гендиректор ГК «Продимекс» Виктор Алексахин. В агропредприятиях самой группы используются семена как импортной, так и отечественной селекции. Озимая пшеница полностью представлена российскими сортами. Яровой ячмень и яровая пшеница, а также соя и кукуруза — сортами как отечественной, так и импортной селекции. А вот семена подсолнечника и сахарной свеклы в основном зарубежные. В опытах на полях компании ежегодно проходят испытания и российские гибриды этих агрокультур. И пока, в частности, по сахарной свекле отмечается определенное отставание российских гибридов по урожайности и выходу сахара с гектара.