Кто сказал «война»?
Вопрос об авторстве выражения «маленькая победоносная война» до сих пор до конца не решён, хотя все версии неизменно приводят к министру Плеве.
Разговор министра и генерала
История выражения представляется довольно запутанной. Впервые оно появилось в печати в 1911 году, в брошюре под названием «Исход российской революции 1905 года и правительство Носаря» авторства А. Морского, неизвестного широкой публике. В этой работе тщательно анализировались промахи российского правительства, которые привели к революции 1905 года, росту влияния Петербургского совета рабочих депутатов (известного также как «правительство Носаря») и поражению в войне.
Автор сразу, с первых страниц, объясняет читателю, кто главный виновник всех этих бед. «На ускорение революционного взрыва последних лет существенное влияние оказали два фактора: а) проведение крайне реакционной внутренней политики суровым министром внутренних дел В. К. фон Плеве; б) свалившаяся, как снег на голову, война с Японией». В следующей главе автор перечисляет очевидные и неоднократно проанализированные ошибки Плеве — репрессии против рабочих, еврейские погромы — и приходит к выводу, что министр «увлёкся ни на чём не основанной мыслью использовать конфликт между Японией и Россией для успокоения, или, вернее, для отвлечения умов от занятия вопросами внутренней политики к военным событиям». И, наконец, подтверждает свою мысль пересказом занятнейшей беседы между министром Вячеславом Плеве и генерал-адъютантом Алексеем Куропаткиным, которого вскоре отправили командовать армией Дальнего Востока. Куропаткин упрекал Плеве, говоря, что конфликта можно было бы и избежать, если бы тот не поддержал «партию войны». На что Плеве ответил: «Поверьте мне, Алексей Николаевич, нам необходима маленькая победоносная война — иначе революцию удержать невозможно». Автор брошюры этот эпизод снабдил примечанием — «удостоверенный факт».
Вячеслав Константинович фон Плеве был убит бомбистами в 1904 году, к моменту публикации брошюры война уже несколько лет как кончилась разгромом России, начинали полыхать Балканы — но даже спустя годы подобная трактовка была скандальной. И при этом весьма правдоподобной: если покойный министр не брезговал прибегать к «зубатовщине», к провокациям в рабочем и революционном движении, то мысль гасить пожар революции бензином войны вполне вписывалась в эту логику.
Тень Витте
Читатель брошюры не может не заметить, что у Плеве есть постоянный антагонист — Сергей Юльевич Витте. Автор пишет о нём не иначе как в самом восторженном тоне. Витте он называет «наиболее влиятельным представителем мирной политики», цитирует его «пророческие высказывания» накануне войны. Витте посвящена отдельная глава, а также приложение, включающее в себя Манифест 17 октября 1905 года. При всей справедливости выводов сочинение А. Морского выглядит как апология бывшего председателя Совета министров.