Первая вдова СССР
На момент подписания договора о создании СССР Владимир Ленин был уже тяжело болен. С ноября 1922 года он не принимал участия в публичных заседаниях, только продолжал надиктовывать статьи и записки. Большинство из них было сразу опубликовано, но одно — «Письмо к съезду» — Надежда Крупская прочитала перед правящей верхушкой СССР уже после смерти Ленина.
Отличница и Старик
Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Революционные идеи достались ей, можно сказать, по наследству: Константин Крупский поддерживал Польское восстание и увлекался идеями народничества. После его смерти опеку над вдовой и дочерью взял его друг, член «Земли и воли» Николай Уткин. Предположительно, именно его влияние окончательно определило характер Крупской как решительной революционерки.
Девушка взялась за изучение марксизма, завела соответствующие знакомства, начала преподавать в школе рабочей молодёжи.
В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста (на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской), а из-за ранних залысин.
Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста (во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская).
Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой».
Увлечение цензурой
И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства.