Королевский детектив
2 июля 1694 года граф Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл в ганноверский дворец курфюрста Эрнста Августа, и более его никто не видел. Исчезновение шведского графа вызвало скандал, который привлёк внимание не только его друзей и родственников, но и дипломатов и монархов. В Ганновер направил своих агентов король Франции Людовик XIV, найти Кёнигсмарка и расследовать его предполагаемое убийство пытались германские владетельные особы. Но ничего — ни тела, ни свидетелей не нашли.
Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк, воин, красавец и авантюрист, происходил из старинного немецкого рода, одна из ветвей которого переселилась в Швецию, где обогатилась и дала нескольких видных исторических личностей. Вот что писал о Кёнигсмарках французский писатель Андре Моруа: «Кёнигсмарки появились на европейской арене в эпоху Тридцатилетней войны. Основателем этой династии был коварный и жестокий фельдмаршал Жан-Кристоф де Кёнигсмарк, бурбон, грабитель и распутник. Вслед за ним все мужчины этого клана проявили себя как герои, авантюристы и соблазнители; женщины были либо святыми, либо очаровательными грешницами».
Членов семьи Кёнигсмарков неплохо знали в Европе. Сестру Филиппа — Аврору, знаменитую красавицу и фаворитку королей, Вольтер называл одной из самых выдающихся женщин своего времени, другая сестра, Амалия, считалась неплохим художником-дилетантом, а старший брат Карл-Иоганн приобрёл печальную известность, едва избежав в Англии виселицы за организацию убийства богатого землевладельца Томаса Тинпа.
Как многие знатные авантюристы, Кёнигсмарки в поисках доходных мест перебирались от двора ко двору, и Филипп Кристоф не стал исключением. На жизнь он зарабатывал шпагой, а в промежутках между сражениями развлекался любовными приключениями. С юности принимал участие в военных походах, несколько лет прослужил у курпринца Августа Саксонского, а затем отправился в Ганновер, где поступил на службу к герцогу Эрнсту Августу Брауншвейг-Люнебургскому и жил там с большим размахом.
Первой дамой ганноверского двора была в то время жена герцога — пфальцская принцесса София, умница и интеллектуалка, состоявшая в переписке с Лейбницем, но не чуравшаяся светских развлечений. При дворе процветали литература и искусство, а на карнавальные праздники съезжались аристократы со всей Средней Европы. Не пропускал их и Кёнигсмарк.
Второй по статусу дамой была племянница курфюрста и одновременно жена его старшего сына София Доротея Брауншвейг-Целльская. Её брак с наследником Георгом Людвигом оказался неудачным. Туповатый и обладающий дурным нравом курпринц был пренеприятной личностью и выглядел, по мнению современников, как помесь «трески с лягушкой». Он дурно обращался с женой, которая была рождена в редком для высоких особ союзе по любви. Матерью Софии Доротеи была «простолюдинка», французская гугенотка Элеонора д'Ольбрёз, морганатический брак с которой герцог смог узаконить только через десять лет после рождения дочери. София Доротея была единственной дочерью герцога и, хотя её происхождение было небезупречно, считалась завидной невестой из-за огромного, удачно дополненного красотой приданого.
Женихов было много, и среди них даже шведский король, но братья-герцоги ради объединения владений решили поженить своих наследников, и династический брак состоялся. София Доротея родила сына и дочь и, выполнив династический долг, вела себя безупречно. При ганноверском дворе ей приходилось нелегко. Супруг Георг Людвиг открыто демонстрировал своих фавориток и заводил внебрачных детей, свекровь София презирала невестку за незаконнорождённость. Жизнь курпринцессы протекала безрадостно, и это длилось до тех пор, пока при дворе не появился неотразимый Кёнигсмарк. Между курпринцессой и графом завязались близкие отношения, о страстности которых можно судить по обширнейшей переписке любовников, хранящейся в университете шведского города Лунда.
Отношения с курпринцем продолжали ухудшаться, и София Доротея начала задумываться о разводе. За помощью и поддержкой она обратилась в Целле к родителям, но герцогская чета, обычно ни в чём не отказывавшая дочери, резко высказалась против её решения. Отказавшись от мысли о разводе, но не смирившись, София Доротея решила покинуть супружеский кров и вместе с Кёнигсмарком и своей доверенной фрейлиной Элеонорой фон дем Кнезебек стала готовиться к побегу. Приют любовники надеялись найти во враждебном Ганноверу герцогстве Брауншвейг-Вольфенбюттельском или в Саксонии, где Кёнигсмарк по заключённой заранее договорённости с Августом Сильным должен был вновь поступить на службу. Дата побега была назначена на день, когда муж Софии Доротеи отбудет в Берлин, а весь двор переедет в летний дворец в окрестностях Ганновера.