Революция как массовый психоз?
В мае 1940 года специально созванная представительная комиссия, составленная из научных экспертов, а также правительственных и партийных функционеров, подвергла пристальному разбору научные достижения Александра Чижевского — то ли учёного, то ли шарлатана.

Александр Чижевский в первые советские десятилетия составил себе имя громкими прожектами в различных научных и околонаучных сферах деятельности. В популярной бытовой культуре он прославился «люстрой Чижевского» — несложным прибором по ионизации воздуха, эффективность которого так и не доказана. Пользу облучения отрицательными ионами Чижевский пропагандировал как универсальный способ укрепления жизненных сил, а также борьбы с различными заболеваниями.
Впрочем, для самого экспериментатора польза ионизации должна была быть скорее свидетельством влияния космических процессов на повседневную жизнь Земли. Чижевский считается видным представителем так называемого русского космизма — школы мысли, связывающей судьбу человечества с космосом, что предполагало как будущее освоение космического пространства, так и постижение взаимосвязи законов Вселенной и развития человеческой цивилизации.
Одним из патриархов русского космизма был Константин Циолковский, учеником которого считал себя Чижевский. Как и Циолковский, он не имел законченного естественно-научного образования и, будучи дилетантом, строил на основе прочитанной литературы довольно смелые теории. Одна из них, которую Чижевский развивал в изданных в 1920-е годы монографиях, пыталась доказать прямое влияние солнечных циклов на биологические и социальные процессы на Земле (в том числе и политические революции). Некий идейный плюрализм тех лет допускал появление подобных книг. Прикладной стороной теории Чижевского было уже упомянутое выше утверждение о всемерной пользе аэроионизации. Искусно пропагандируя её, он смог получить в своё распоряжение лабораторные мощности различных научных и производственных структур для проверки теории на деле.