Калужский Фёдор — друг Шамиля
3 марта исполняется 160 лет знаменитому Манифесту об отмене крепостного права. По сути, это была уникальная по срокам и масштабам революция сверху, в проведении которой участвовали сотни государственных и общественных деятелей. Среди них были даже постаревшие декабристы и их друзья-сверстники, которые смогли, наконец, воплотить давнюю мечту в реальность.
В прошлом году Государственный музей А. С. Пушкина приобрёл три акварельных портрета, написанных в одинаковом размере и манере. Прежний владелец купил их в 1960-е годы в Москве, и в то время они были вмонтированы в одну рамку. Таким образом, перед нами семейная группа: старик, молодой офицер и девушка. На портрете офицера имеется подпись: «Збруевъ». Она указывает, что акварели исполнил Алексей Алексеевич Збруев, больше известный как гравёр, но писавший также и портреты.
Для музея Пушкина имя Збруева примечательно тем, что он выполнил скандальную гравюру по рисунку Александра Нотбека «Татьяна с письмом» для публикации отрывка из «Евгения Онегина» в «Невском альманахе» на 1829 год. Рисунок Нотбека оказался фривольным и неизящным. По мнению Белинского, Татьяна изображена «в виде жирной коровницы, страдающей спазмами в желудке». Вяземский писал Пушкину: «Какова твоя Татьяна пьяная в "Невском альманахе" с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь [издателя] Аладьина, скажи ему, чтобы он мне прислал свой "Невский альманах" в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень. В Москве твоя Татьяна всех пугала».
Все критиковали Нотбека. Збруев же лишь выполнил по его слабому рисунку гравюру, в чём он был мастером. А вот его уровень как портретиста, судя по трём акварелям, был довольно средним. Зато он очень тщательно выписал детали мундира и награды офицера. Судя по эполетам с бахромой и двумя звёздочками, перед нами майор. Розовый клапан на воротнике и номер 4 на серебряных пуговицах указывают Дерптский конно-егерский полк. Поскольку пуговицы с номерами установили 26 декабря 1829 года, а 21 марта 1833 года Николай I велел все конно-егерские полки расформировать, то акварели следует датировать 1830– 1833 годами.
Пушкин на гравюру Нотбека отозвался едкой эпиграммой:
Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно «Невский альманах».
На шее майора мы видим орден Святой Анны 2-й степени («Анна на шее»). Грудь украшает целый ряд боевых наград: орден Святого Владимира 4-й степени с бантом, серебряные медали в память Отечественной войны 1812 года, «За взятие Парижа 19 марта 1814», «За Турецкую войну 1828–1829» и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 года. Поверх медалей приколота неуставная миниатюрная золотая сабля со знаком ордена Святой Анны 4-й степени. Поскольку его полагалось носить на эфесе, то майор таким оригинальным образом запечатлел свою награду.