Не здесь и сейчас
Временно уходить от реальности свойственно всем. Но стоит ли с этим бороться и каковы рамки нормы? Разбираемся в одном из самых неоднозначных явлений современности – эскапизме.
Термин «эскапизм» (от англ. escape – «убегать», «избегать», «спасаться») приобрел широкое распространение только в последние два десятилетия, и многие связывают это явление с особенностями постиндустриального общества – неконтролируемым информационным потоком, сверхпотреблением, растущим уровнем тревожности. На самом деле это понятие популяризовал Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», опубликованной в 1941 году. Философ, социолог и психоаналитик, он искал причины, почему немцы выбрали несвободу и фактически добровольно пришли к национал-социализму, избрав Адольфа Гитлера демократическим путем. Именно для обозначения этого феномена – массового отказа от лучших условий в пользу худших – ученый использовал слово «эскапизм».
Вероятно, поэтому и сейчас желание «сбежать от реальности» воспринимается негативно. В основном к нему причисляют зависимости вроде игромании, переедания, скроллинга соцсетей, трудоголизма, алкоголизма и наркомании. С одной стороны, это небезосновательно – все вышеперечисленное действительно позволяет уйти от «обычной скучной жизни» в условно «яркую и насыщенную». С другой – очевидно, что разница между этими способами огромная и сравнивать злоупотребление работой и наркотическими веществами как минимум нецелесообразно.
Но что, если после сложного рабочего дня хочется расслабиться и посмотреть сериал? Почитать книгу? Поскроллить ленту Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? «Заесть» стресс пиццей или просто пофантазировать, наконец? В этот момент возникает вопрос нормы: где та грань, после которой стоит говорить об опасности эскапизма?
Эскапизм – это нормально?
На самом деле убегают все и всегда – так устроен человек. «Мы непрерывно существуем в выдуманной реальности, это отличает нас от животных, – объясняет д.п.н., психолог, преподаватель факультета психологии МГУ, профессор Алексей Батищев. – Наш язык позволяет говорить о том, чего нет. Любое планирование – это виртуализация, ведь человек представляет себя там, где его еще нет, и будто бы совершает в будущем какие-то действия, иногда даже продумывая их детально». Следовательно, уход от настоящего – процесс привычный и естественный.
Более того, эскапизм как явление логично соотносится с законами эволюции. Несмотря на то что благодаря научным открытиям и технологическим инновациям существование человека становится все более комфортным и безопасным, глобально естественный отбор продолжается. «Если раньше для выживания нужно было преодолевать дефицит, то есть бороться с голодом и холодом, то сегодня мы проходим испытание избытком, – говорит Батищев. – У человека много потребностей и целей, но удовлетворить все и сразу просто невозможно. Получается, что когда мы к чему-то стремимся, то неизбежно от чего-то убегаем». Действительно, фрилансер, уезжающий жить на Бали, бежит от работы в кабинете, но так же и офисный сотрудник бежит от неопределенности и свободного графика. Мир предлагает так много, но нельзя попробовать все. И чтобы не стать чистым потребителем в потоке консюмеризма, необходимо развивать в себе навык выбора.