Генерал-рекетмейстер
В искусствознании не редкость, когда изучение того или иного произведения занимает много лет, а версии сменяют друг друга от поколения к поколению учёных. При атрибуции портретов такие случаи тоже встречаются, о чём уже рассказывалось на страницах «Дилетанта» (см. статью «Попытка номер пять» в феврале 2019 года). Сегодня моя статья о единственном графическом портрете Боровиковского, разгадка которого заняла более полувека.
Владимир Лукич Боровиковский — один из столпов русской портретной живописи. Его великолепные картины на рубеже XVIII и XIX веков виртуозно запечатлели высшее общество и по своей художественной эстетике стали зримым символом целой эпохи. Наследие Боровиковского издавна привлекало внимание специалистов и всегда находилось под их пристальным вниманием — проводились выставки, издавались каталоги и монографии. Но при наличии трёх сотен станковых картин, икон и миниатюр Боровиковского известен лишь один его портретный рисунок, загадку которого пытались разгадать нескольких поколений искусствоведов
В 1910 году Русский музей императора Александра III приобрёл графический портрет неизвестного вельможи с подписью «В. Боровиковскiй 1810 году». Кроме неё авторство художника подтверждала виртуозная техника исполнения рисунка. На тонированной жёлтой бумаге изображение нанесено графитным и итальянским карандашами c применением акварели, растушки, процарапывания. Эта работа до сих пор является единственным известным графическим портретом Боровиковского и, наряду с его религиозными эскизами, свидетельствует, что он в совершенстве владел всеми приёмами художественного рисунка.
В Русский музей портрет поступил без имени персонажа. Но по его высоким наградам было понятно, что изображён влиятельный сановник. Через правое плечо надета лента высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного, звезда которого видна на левой стороне груди. На шее кресты орденов Святой Анны 1-й степени, Святого Александра Невского и большой крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Последняя награда свидетельствует, что вельможа занимал высокое положение при Павле I, который являлся Великим магистром Мальтийского ордена. Все эти детали, казалось, позволяют легко определить имя персонажа. Но…
В 1962 году известный ленинградский специалист Лев Львович Раков перебрал всех видных деятелей Павловской эпохи, доживших до 1810 года, и предположил, что на рисунке изображён фаворит Павла I, отставной генерал-прокурор Пётр Хрисанфович Обольянинов. К сожалению, свою версию Ракову удалось опубликовать лишь в 1968 году, а через два года он умер.
В 1975 году вышла знаменитая монография Татьяны Васильевны Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков». Эта фундаментальная книга надолго стала образцом для отечественного искусствознания. В роскошно изданном альбоме подробно изложена биография художника, опубликованы новые документы, помещён иллюстрированный каталог произведений. Конечно, Алексеева не могла обойти вниманием уникальный рисунок Боровиковского. Но она не согласилась с атрибуцией Ракова, справедливо считая, что внешность вельможи совсем не похожа на портреты Обольянинова. Все они, кроме откровенно льстивых, подтверждают слова современников, что «лицом Обольянинов был очень некрасив: худощав, большой нос луковицей, впалые глаза со строгим взглядом, волосы очень редкие по всей голове и так плотно выстрижены, что ухватить нельзя».