Дядька императора
В Российской империи, как и в любой абсолютной монархии, воспитание царских отпрысков было делом не столько педагогическим, сколько политическим. В будущем августейшим мальчикам и девочкам предстояло возглавить державы, занять высшие посты или скрепить династическим браком международные союзы. От их знаний и хороших манер зависела стабильность и процветание империи. В такой ситуации роль придворных наставников и учителей являлась в прямом смысле слова государствообразующей.
В частном петербургском собрании хранится пара прекрасных портретов кисти знаменитого художника Петра Фёдоровича Соколова. Наследие этого самого известного русского акварелиста насчитывает сотни изумительных портретов, без которых невозможно наше представление о людях пушкинской эпохи. Художник был очень популярен и, в отличие от многих своих коллег, настолько обеспечен заказами, что даже выстроил в Петербурге собственный двухэтажный дом. В 1830-х годах портрет Соколова являлся обязательным подарком столичного жениха невесте наряду с бриллиантами и дорогими шалями. Именно Соколов своим трудом и талантом заставил Академию художеств признать акварельный портрет самостоятельным жанром и первый в 1839 году получил за него звание академика.
За сорок лет творчества манера Соколова менялась в соответствии с веяниями времени и запросами публики. Данная пара относится к периоду 1820-х годов и представляет почтенного генерала с множеством наград и, очевидно, его супругу. Этот семейный дуэт известен довольно давно. В 1955 году ленинградский коллекционер Соломон Шохор показал его на выставке произведений из частных собраний в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР. Но до сих пор персонажи Соколова так и оставались неизвестными.
На эполете генерала видны звёздочки, которые в русской армии ввели 1 января 1827 года. Таким образом, акварель выполнена после этой даты. Однако на груди генерала мы не видим ни серебряной медали в память Отечественной войны 1812 года, ни медали за взятие Парижа в 1814 году, которые имели почти все военные той эпохи. При этом по борту вицмундира выпущен белый крест командора ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который генерал получил ещё при Павле I. В сочетании с другими наградами Мальтийский крест позволил определить имя персонажа — генерал-майор Александр Павлович Алединский.
Правильность атрибуции подтвердило сравнение акварели с другими изображениями Алединского. В 1823 году знаменитый английский художник Джордж Доу — создатель Военной галереи Зимнего дворца — написал портрет генерала, который хранится сегодня в Эрмитаже. Ещё один его портрет находится в Тбилиси, где много лет носил чужое имя. В 1819 году в Риме Орест Кипренский виртуозно нарисовал русского генерала. Со временем из-за внешнего сходства его стали считать Аркадием Ивановичем Нелидовым. Но он в то время в Риме не был, а служил в Петербурге и имел гражданский чин тайного советника. В 2003 году московский исследователь Александр Горшман доказал, что на самом деле Кипренский нарисовал Алединского. В Риме генерал сопровождал младшего брата царя великого князя Михаила Павловича, воспитанием которого он занимался 15 лет.