Зеленый стартап: запустить производство полезной соли перед пандемией и не прогореть
Всемирная организация здравоохранения признала избыточное потребление хлорида натрия, из которого состоит обычная поваренная соль, глобальной проблемой. А предпринимательница из Астрахани Наталья Хазова вместе с сестрой выпускает растительную альтернативу соли, с которой вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards
Мы продолжаем рассказывать про проекты, вошедшие в топ-20 премии Forbes Woman Mercury Awards 2021 года. Героиня этого кейса Наталья Хазова попала в шорт-лист в номинации «Лучшее бизнес-решение». Ее стартап «Саликорния Нутришн» производит «зеленую соль» — заменитель обычной соли, созданный на основе растения саликорнии, которое также называют солеросом.
От косметики к соли
История стартапа «Саликорния Нутришн» началась в 2017 году, когда Наталья, до этого занимавшаяся поставками продуктов в бюджетные учреждения по госконтрактам, и ее сестра химик-технолог Анна Таранина захотели запустить собственное дело и создать для этого некий инновационный продукт. Конкретной идеи не было, сначала они планировали производить что-то на стыке косметики и ботаники: сестры до этого экспериментировали с созданием косметических эмульсий из растительного сырья. Хазова и Таранина привлекли специалиста-ботаника и организовали на свои деньги несколько экспедиций в степи Астраханской области с лабораторным исследованием собранных образцов флоры. После девяти месяцев такой работы выбор остановили на саликорнии.
Саликорния, или солерос (лат. Salicornia) — род травянистых растений, произрастающих на засоленных почвах (например, по берегам соленых озер и морей) в Евразии, Африке и Северной Америке. Содержат множество биологически активных компонентов, некоторые из которых — такие, как фенолы, — являются естественными антиоксидантами.
Однако первоначальная идея сделать из саликорнии косметический экстракт была отброшена после консультаций с экспертами и нескольких питч-сессий. «Выяснилось, что, во-первых, рынок непонятен, а во-вторых, косметический экстракт очень сильно привязан к конечному продукту, — говорит Хазова. — Очень сложно будет раскачать производителей, скажем, кремов на ввод нового компонента. По большому счету, эту косметику было бы проще самим и производить. Стало понятно, что это не очень перспективно — во всяком случае, для начала».
Тогда стали смотреть в сторону пищепрома. В Европе саликорнию иногда используют в качестве гарнира, как спаржу. В этом растении содержится несколько видов солей: NaCl всего 25% от общего количества, зато солей калия и магния — элементов, которые также очень нужны организму, — примерно 30%. Стало ясно, что из саликорнии можно делать перспективный заменитель поваренной соли.
На этом этапе Наталью ожидал сюрприз. «Я провела анализ рынка и поняла, что конкурентов у нас здесь по большому счету нет, причем не только в России, но и в международном масштабе, — рассказывает предпринимательница. — Патенты на использование саликорнии для производства солезаменителей есть в США и Азии, но на рынке такие продукты практически не представлены, в отличие от сахарозаменителей из стевии».