Четвёрка над пятёркой
Четыре человека сыграли исключительную роль в судьбе Филби, Бланта, Бёрджесса, Кернкросса и Маклина. Это советские разведчики, которые вербовали, курировали и руководили «пятёркой», а также помогли агентам уйти от наказания.
Арнольд Дейч, гений вербовки
У Арнольда Дейча было три увлечения: психология, иностранные языки и марксизм. Его отец, словацкий сельский учитель, переехавший с семьёй в Вену в поисках счастья, взглядов сына не разделял. Зато требовал прилежания в учёбе. И Арнольд учился превосходно — до такой степени, что гимназия освободила его семью от платы за обучение сына.
В 1924 году девятнадцатилетний студент-психолог Арнольд Дейч вступил в ряды австрийской компартии. К тому моменту он уже знал шесть языков: немецкий, английский, французский, итальянский, голландский и русский. В 1927-м Дейча отчислили по политическим причинам, но позже восстановили. Через год, получив диплом, Дейч уехал в Москву по линии Коминтерна. Ещё через год он навсегда разругался с отцом и ушёл из дома. Его новой семьёй стала подпольная коммунистическая организация, которая, правда, не просуществовала долго. После её разгрома чудом избежавший ареста Дейч ухитрился бежать в Москву, где первым делом вступил в КПСС и начал работать на ОГПУ.
Агент Стефан (такой псевдоним дали Дейчу) прибыл в британскую столицу в 1934 году — для обучения на психфаке Лондонского университета. Именно здесь он вскоре познакомился с Энтони Блантом, преподавателем факультета истории искусств. Уже через него состоялось знакомство с Гаем Бёрджессом. Через несколько лет оба стали советскими агентами. Интересно, что Дейч завербовал сначала Бёрджесса и лишь потом — Бланта.
Стефан оказался гением вербовки, но его успех не был бы возможен без помощи верной соратницы — Эдит Тюдор-Харт. Именно она привела (в буквальном смысле) Дейчу Кима Филби, организовав их первую встречу.
Дейч вербовал агентов не только среди выпускников Кембриджа, при его участии была создана так называемая Оксфордская группа. В 1937 году Стефан то ли был отозван, то ли бежал в СССР, опасаясь, что британская контрразведка вот-вот вычислит его. Удивительно, но в годы большой чистки он не пострадал, хотя и сидел почти год без работы. В 1942-м Дейча отправили в Аргентину возглавлять советскую резидентуру, но до Южной Америки Стефан не добрался. Танкер «Донбасс», на борту которого находился разведчик, был торпедирован немецким эсминцем в Норвежском море. Из пятидесяти четырёх человек выжили пятнадцать, Дейча среди них не было.
Теодор Малли, священник-коммунист
Про ранние годы Теодора Малли известно немногое. Трансильванский венгр, который с трудом поступил на богословский факультет Венского университета. Дело было перед самой Первой мировой. С началом боевых действий студента-богослова мобилизовали в армию, а часть, где он служил, была разбита русскими войсками в Карпатах.
Раненый Малли попал в плен и следующие годы провёл в лагерях для военнопленных. Там от голода и лишений умерли большинство его друзей и сослуживцев, а молодой священник до такой степени разочаровался в вере, что стал ярым коммунистом. В 1918 году он добровольцем вступил в Красную армию, а ещё через несколько лет начал работать в ОГПУ.