Действующие лица
Архитекторы любой войны — политики, военачальники, флотоводцы и министры. Русско-японская война не была исключением. Вот те, кто принимал ключевые решения до, после и во время конфликта.
Российская империя
Николай II
(1868–1918)
Русский император был не готов сам начать войну с Японией. При этом он не питал тёплых чувств к дальневосточному соседу. В конце декабря 1903 года царь писал великому князю Сергею Александровичу: «Душевное беспокойство у меня относительно поганой Японии Тем не менее я всё ещё убеждён, что войны не будет, конечно, если японцы сами её не объявят».
Великий князь Алексей Александрович
(1850–1908)
Дядя императора Николая II к началу войны более чем 20 лет возглавлял морское ведомство, не обладая, впрочем, необходимыми знаниями в этой сфере. Коррупция и отсутствие профессионального управления не позволили подготовить морские силы к войне, а апофеозом позора стало Цусимское сражение. Великий князь лично отстаивал непопулярную идею отправки Балтийского флота на Дальний Восток, что стало одной из причин его отставки после войны.
Евгений Алексеев
(1843–1917)
С 1903 года адмирал занимал должность наместника на Дальнем Востоке. Не советуясь с Петербургом, Алексеев предпринимал враждебные по отношению к Японии действия, что привело к эскалации конфликта. С началом войны стал главнокомандующим вооружёнными силами империи в регионе, однако после череды поражений был отправлен в отставку.
Степан Макаров
(1849–1904)
Один из самых авторитетных адмиралов русского флота и горячий сторонник его технической модернизации. С началом войны был назначен командиром Тихоокеанской эскадры и лично участвовал в морских сражениях у Порт-Артура. Погиб 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск», налетевшем на японскую мину. Гибель Макарова значительно снизила боеспособность русского флота на Дальнем Востоке.