«Мы видим ренессанс независимого экваиринга»
Рынок эквайринга постоянно меняется: уходят игроки, офлайн перетекает в онлайн и наоборот, появляются новые платежные сценарии. О том, какое влияние на рынок оказали новая волна отзывов лицензий, развитие бескарточных технологий, а также когда ждать массового использования биометрии для оплаты, «Деньгам» рассказал руководитель «Тинькофф Кассы» Вячеслав Рябцев.
— Когда больше изменился рынок эквайринга, в 2022-м или в 2023 году?
— Еще раньше: в 2020 году произошли самые основные изменения, когда онлайн начал стремительно развиваться из-за пандемии. Сейчас как онлайн, так и офлайн продолжают расти. Если не учитывать маркетплейсы, то объем рынка интернет-эквайринга за 2023 год вырос на 20% — примерно до 7,7 трлн руб. Активнее всего выросли в обороте такие сегменты, как супермаркеты (+64%), образование (+33%), путешествия (+33%) и развлечения (+27%). Совокупный оборот на маркетплейсах в 2023 году вырос, по нашим оценкам, примерно на 85%. В 2024 году ожидаем рост рынка интернет-эквайринга в целом, с учетом маркетплейсов, примерно на четверть. Драйверами развития остаются маркетплейсы.
Объем рынка торгового эквайринга в 2023 году оцениваем примерно в 44 трлн руб. По сравнению с 2022 годом он вырос на 22%. По итогам этого года ожидаем сохранение среднегодовых темпов роста последних лет.
— А какие тренды на рынке вы наблюдали в 2023 году?
— Тренд в развитии рынка в целом и интернет-эквайринга в частности — увеличение количества способов оплаты у продавцов. Чем разнообразнее способы оплаты, тем удобнее клиентам, а значит, меньше брошенных корзин, выше платежная конверсия и, как итог, прибыль. Растет количество и популярность альтернативных способов оплаты, в том числе pay-сервисов, например Tinkoff Pay, а также сервисов рассрочки и BNPL. Мы видим переход от оплат по карте к оплатам другими способами, то есть переход к бескарточным технологиям.
Одновременно происходит консолидация платежных решений. Примеры их создания уже есть, например, это мульти QR-коды, когда QR-код один, но по нему покупатель может выбрать любой способ платежа, который ему удобен.
Еще один тренд — кастомизация и бесшовность, которые переходят с рынка физлиц на рынок юрлиц. Компании, работающие с бизнесом, начинают предлагать пакетные решения для конкретной отрасли. Например, «Тинькофф Касса» продолжает развивать сегментный подход — то есть решения по приему платежей и организации переводов, разработанные под конкретный сегмент, направление или размер бизнеса: для e-grocery, таксопарков, магазинов одежды и обуви и т. д.
— Говоря про рост рынка интернет-эквайринга, вы отдельно выделяете маркетплейсы. Как их развитие влияет на рынок?
— Маркетплейсы по-прежнему стремительно растут, консолидируя вокруг себя различные сегменты. В результате некоторые сегменты показывают сокращение в объеме интернет-эквайринга. Так происходит, например, в услугах (–31% за 2023 год), одежде и обуви (–9%) и товарах для дома и ремонта (–1%).
В то же время мы уже видим ренессанс независимого эквайринга. Многие магазины «наигрались» с маркетплейсами, поняли, что это не панацея, и постепенно возвращаются к продвижению своих товаров на собственных сайтах. Некоторые предприниматели начали диверсифицировать свои каналы сбыта на различных площадках. Например, премиальную линейку продавать в интернет-магазинах под своим брендом, а массмаркет — на маркетплейсах. В офлайне при этом продается вся продукция.