Дело сестер Хачатурян или дело всей России: можно ли защитить себя и не сесть в тюрьму
Несмотря на общественный резонанс и поддержку публичных лиц, от Юрия Дудя до лидера System of a Down Сержа Танкяна, сестер Хачатурян будут судить по статье «Убийство по предварительному сговору». И это несмотря на то, что следствие подтвердило факт многолетнего физического и сексуального насилия Михаила Хачатуряна в отношении дочерей. Разбираемся, почему российское правосудие носит обвинительный характер и может ли женщина в текущих условиях защитить себя и при этом не сесть в тюрьму.
27 июня 2018 года около 19:30 вечера из окон многоквартирного дома на Алтуфьевском шоссе послышались крики. Местные жители поначалу не заподозрили ничего неладного: к разборкам в этой квартире привыкли. «Там орали всю жизнь — видать, шло воспитание», — рассказывала "Новой газете" соседка с пятого этажа по имени Светлана. Спустя некоторое время в межквартирном холле нашли тело 57-летнего Михаила Хачатуряна с множественными колото-резаными ранами. В убийстве признались три его дочери — Крестина, Ангелина и Мария, которым на тот момент было 19, 18 и 17 лет соответственно.
На допросах девушки рассказали, что последние несколько лет отец жестоко издевался над ними, а также подвергал их физическому и сексуальному насилию. Свидетели и знакомые семьи подтверждают, что Хачатурян обращался с дочерьми как с прислугой, избивал, фактически держал их взаперти, а в последний год они и вовсе перестали ходить в школу. Со слов соседей известно, что мужчина вел себя агрессивно и по отношению к окружающим: например, на просьбу переставить машину мужчина наставил пистолет прямо в голову соседке и сказал, чтобы она "никогда больше ему не указывала, как парковать машину". СМИ также сообщали, что он лечился в психоневрологическом диспансере.
В 2015 году Хачатурян вслед за старшим сыном выгнал из дома свою супругу, Аурелию Дундук. В разговоре с "Новой газетой" женщина утверждала: он объяснил это тем, что она перестала справляться со своими «обязанностями жены». Примерно тогда же Хачатурян начал домогаться своих дочерей.
Факт сексуального насилия в отношении сестер подтвердила экспертиза, а следствие признало, что действия сестер были спровоцированы "противоправными насильственными действиями со стороны отца". Несмотря на это, сестрам Хачатурян предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство группой лиц по предварительному сговору», которая предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненное заключение.
Необходимая самооборона: прецеденты
Уголовный кодекс предусматривает понятие «необходимая оборона». Это «причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц <…> если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия». Вроде бы все ясно: если на тебя нападают, а ты защищаешься, ты не должен отвечать за ущерб, который ты при этом нанес нападающему. Но когда доходит до дела, правоохранители не спешат применять эту норму. В результате, спасая свою жизнь, человек часто теряет свободу.
Вот несколько подобных дел, вызвавших в последние годы общественный резонанс:
2003 год, дело Александры Иванниковой
30-летняя Александра Иванникова, сопротивляясь, ранила ножом водителя, который завез ее в темный двор и попытался изнасиловать. Девушка попала в бедренную артерию, и в результате нападавший скончался. Как объяснила в суде сама Иванникова, она постоянно носила с собой нож после того, как в 16 лет ее изнасиловали. Изначально действия женщины квалифицировали "как умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего" (ст. 111 УК РФ), затем прокуратура переквалифицировала дело на «убийство, совершенное в состоянии аффекта» (ст. 107 УК РФ) — так суд первой инстанции приговорил Иванникову к двум годам условно и взысканию моральной и материальной компенсации в пользу родственников убитого.
Приговор не устроил ни Иванникову, ни родственников погибшего и был обжалован. В результате общественного резонанса дело было направлено на новое рассмотрение, а впоследствии прекращено — прокурор полностью отказался от обвинения и просил прекратить дело, поскольку, по его мнению, Иванникова находилась в состоянии необходимой обороны. Иванникова была полностью оправдана.
2004 год, дело Михаила Моисеева
19-летний студент ветеринарной академии Михаил Моисеев, отбиваясь от находившейся в его квартире пьяной компании, приглашенной его отчимом, застрелил из ружья одного из нападавших. Отчим был неоднократно судим за изнасилование, грабеж и разбой. Он устраивал попойки, приводил домой своих бывших сокамерников, избивал жену, из-за чего женщине с сыном часто приходилось оставаться у знакомых. Дело Михаила поначалу квалифицировали по статье «убийство» (ст. 105 УК РФ), а в суде переквалифицировали на «убийство, совершенное при превышении пределов самообороны» (ст. 108 УК РФ). В итоге Моисеева осудили на срок 1,5 года лишения свободы, который был отбыт к моменту вынесения приговора, и освободили в зале суда.