Танец освобождения
Алена Кумари. Отрывок из книги «Анандла: десять лет с йогами, целителями и шаманами» (готовится к печати)
Город Гвалиор родился от мудреца Гвалипы. Семья мудреца Гвалипы обучала молодых юношей мистическому знанию — тантре. Юноши медитировали, размышляли, созерцали что-то вечное, абсолютное. Они строили храмы Солнца, храмы Кали, вплетали в стены медитирующих йогов и ноль — пустоту.
«Испуская радиус какой пожелает, точка очерчивает вокруг себя окружность и расширяется». Из этого расширения возникает жизнь, а также люди, города, университеты.
Бинду, красная точка на лбу индуиста, — ежедневный ритуал, чтобы помнить о нуле.
Пока мы сражаемся над догматами, мудрецы обходились тем, что всё это «пустое». Затем сюда приехали математики, учёные и сказали: «Нам нравится ваша идея, мы возьмём её себе». И они срисовали с древних трактатов этот круг, центр, бывший просто мистической концепцией тантриков Индии.
Из Гвалиора к Морене, в заброшенный, таинственный храм «Чаусатти Йогини». «Чаусатти» — значит шестьдесят четыре. По пути мы встречаем садху, одетого во всё белое. Он седой с длинными волосами, очень благородное лицо, очень возвышенная стать… Он смотрит сквозь нас и проходит дальше. Так ходит Сатурн — планета аскетов.
Я оборачиваюсь посмотреть ему вслед. Белая от пыли и песка дорога, жёлтая сухая почва. Он идёт босым, словно по снегу. Для запада йог — это спортсмен с хорошей растяжкой и строгой диетой. Для Индии — это странствующие мистики, наделённые властью управлять материей. Их жёны — полуженщины, полубогини — йогини.
Под палящим солнцем храм «Чаусатти Йогини» и подход к нему, и холм — выглядят как греческий амфитеатр. Без куполов, без чётко выделенного святилища. Идеальный круг, точка и её расширение в форме поля жизни. Британские правители Индии, вдохновлённые этим храмом, построили Индийский парламент Дели в форме круга.
Здесь нет туристов, нет местных жителей. Только неуверенный водитель: «Куда же мы приехали?»
К холму, на котором возвышается храм, ведёт ступенчатая дорога. Я поднимаюсь наверх, отсюда открывается пейзаж на бескрайние земли Индии. Деревни, поля, дороги. Всюду за пределами ледяное плоскогорье, выжженная солнцем бесконечная долина. Нет гор, нет моря, нет чёткого горизонта. Небо и земля смешаны туманной дымкой. Как слепая, вожу руками по стенам: «Камень из камня, все ли ты отдал другим?»
Нет украшений, нет указателей и имён, нет росписи. Стены из разрушающегося песчаника. Шестьдесят пустых полостей по периметру. И ещё четыре пустоты в центре. Раньше в них находились статуи загадочных волшебных женщин. Прошло время, нравы Индии изменились. Статуи разбиты моголами, вместо них — пустые пространства, в них яйцеобразные камни — шивалингамы.
Тысячу лет назад, до строительства великих храмовых комплексов Вишну и Шиве, ещё раньше, до прихода ислама, Индия строила храмы женственности, тантрические храмы.
Тантризм в Индии имеет запятнанную репутацию. Женщина в тантре ставит свою ногу на голову мужчины — это символ благословления, в тантре мужчина учится у женщины.