Приплыли. 8 исторических причалов московского центра
Нынешним москвичам может показаться странным, но относительно недавно теплоходы на Москве-реке не были прогулочными, а использовались как общественный городской транспорт. В 1980-е годы добраться от Каменного моста до Краснохолмского можно было или на автобусе №6 за 5 копеек, или на речном трамвайчике (так называли рейсовые теплоходы) за 10 копеек. «Сноб» совместно с Рэдиссон Ройал рассказывает о прошлом и настоящем речных трамвайчиков в Москве
До революции речные трамваи возили пассажиров в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и ряде других городов. Поскольку владельцем всех подобных линий было Финляндское общество легкого пароходства, в народе пароходики стали называть «финляндчики» или даже «фильянчики».
В Москве же речные трамваи появились только в 1923 году, и назывались уже не «фильянчики». 1920-е и 1930-е годы были, как известно, временем огромных надежд и гигантских проектов, и реконструкция московского транспорта стала только одним из них. К 1933 году по реке Москве бегали более 70 судов, каждый из которых брал на борт от 40 до 100 пассажиров. Маршруты были длинными — от Дорогомиловского моста до Автозаводской, до первого советского автомобильного завода АМО. После войны, когда в Москве уже открылись несколько линий метро, речной транспорт «усилили» скоростными судами на подводных крыльях. В народе их называли «ракетами», и они со свистом носили москвичей как на внутригородских, так и на пригородных линиях. Если пройти пешком от Химок вдоль канала им. Москвы в сторону области, можно увидеть несколько заброшенных причалов для таких «ракет», когда-то возивших москвичей на дачи в район Клязьмы и Пироговского водохранилища. Со временем, когда соперничать по скорости транспортировки с метро речные трамваи больше не могли, популярностью стали пользоваться короткие внутригородские маршруты. В 1980-е и 1990-е было удобно проехать остановку или две от парка Горького до Ударника или от Краснохолмского моста до Зарядья.
К 2003 году в Москве оставались несколько рейсовых маршрутов теплоходов на севере столицы. Классические суда типа «Москвич» возили пассажиров от Крылатского до причала Кутузовский и от Северного речного вокзала к причалу Захарково. Скоростные теплоходы «Ракета» работали на маршруте Северный речной вокзал — причал Тишково и Северный речной вокзал — причал Черная речка. В 2006 году последние рейсовые маршруты были закрыты, и более чем на десятилетие Москва лишилась своих любимых «речных трамвайчиков». Однако в 2019 году рейсовые речные маршруты в Москву возвращаются благодаря речному флоту судоходной компании «Рэдиссон Ройал» — цветочной флотилии новых ярких трамвайчиков, которые будут раз в полчаса ходить по Москве-реке от гостиницы «Украина» до Новоспасского моста, начиная с 11:00. В час пик воспользоваться речным транспортом будет не просто приятно — это может также сэкономить время. К тому же все восемь причалов, на которых речные трамвайчики будут делать остановки, расположены в старых московских местах с интересной историей.