Сенсация сезона. Как разумная экономия помогла «Тоттенхэму» добраться до финала Лиги чемпионов
Лондонский клуб «Тоттенхэм» проводит самый успешный сезон в своей истории и впервые дошел до финала самого престижного клубного футбольного турнира. Как ему это удалось?
Нынешний сезон «Тоттенхэма» еще долго будут вспоминать как счастливую сказку. Причем вне зависимости от исхода матча в Мадриде — команда натворила достаточно чудес по пути к финалу Лиги чемпионов. Например, отыграла три мяча в гостевом матче против «Аякса», забив решающий гол на 6-й добавленной минуте. Да, в Лиге чемпионов 2018/19 таких героических сюжетов случилось больше обычного (так, «Ливерпуль» прошел «Барселону» после разгрома 3:0 в первом матче), но подвиги «Тоттенхэма» особенно ценны своей бухгалтерией.
Клуб не позволяет себе экстремально дорогих покупок, делая ставку на потенциал игроков, а не на их звездный статус. Аргентинский тренер Маурисио Почеттино, работающий в команде с весны 2014-го, тщательно выбирает футболистов, подходящих под его игровую концепцию, и не одобряет «случайных» трансферов. Самое дорогое приобретение пятилетки для «Тоттенхэма» — молодой защитник Давинсон Санчес из «Аякса» за €40 млн. На фоне взвинченных цен современного футбольного рынка весьма скромная сумма. А, к примеру, в сезоне 2018/19 «Тоттенхэм» не подписал ни одного нового футболиста.
При этом клуб прилично зарабатывает на продаже игроков — €293,2 млн за пять лет — и не задирает зарплаты. По данным исследования Sportingintelligence.com, футболист «Тоттенхэма» в среднем получает £3,5 млн в год — это только 6-й показатель в английской премьер-лиге (АПЛ). Но что еще важнее: расходы на зарплаты (£148 млн) составляют лишь 39% от совокупного дохода клуба (£381 млн). У всех остальных команд АПЛ зарплатная доля выше, а по выручке «Тоттенхэм» занимает 6-е место в лиге, хотя за последние два года увеличил ее почти вдвое.
Благодаря стабильному выступлению в чемпионате клуб регулярно играет в Лиге чемпионов и получает причитающиеся за это бонусы. Растут и спонсорские поступления. Так, осенью 2018-го клуб сменил технического партнера — Nike вместо Under Armour, удвоив сумму выплат (по оценке — £30 млн в год).
Еще одной точкой экономического роста для «Тоттенхэма» должен стать новый стадион, на строительство которого клуб потратил несколько лет и почти миллиард фунтов. Forbes рассказывает, как устроена самая современная футбольная арена и как она поможет «Тоттенхэму» больше зарабатывать.
Больше значит лучше
Еще на старте нулевых «Тоттенхэм» задумался об улучшении клубной инфраструктуры: построенная в 1899 году арена «Уайт Харт Лейн» катастрофически устарела и уже не отвечала требованиям времени — ни по вместимости (36284 мест), ни по уровню комфорта для зрителей. Поначалу боссы команды рассматривали несколько вариантов перемен: от реконструкции одной из трибун до полноценного переезда и даже покупки «Уэмбли». В 2008-м было решено возводить новый стадион на месте старого, а предстоящее строительство стало частью большого проекта по развитию района Харинги — Northumberland Development Project, который подразумевал появление вокруг арены гостиницы, жилого комплекса, супермаркета,