«Ужас без конца». Что будет с ценами на бензин после 1 июля
Эксперты ожидают подорожания топлива даже в случае продления действующего соглашения о заморозке цен. По самым позитивным прогнозам, за лето бензин подорожает на 4,7%, в худшем случае — на 10-12%
С 1 июля закончится соглашение между правительством и нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо на уровне мая-июня 2018 г. Тогда компании взяли на себя обязательство обеспечивать рост объемов продаж бензина и дизельного топлива в России на 2%. Правительство законодательно закрепило за собой право в любой момент вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Теперь, когда срок соглашения истекает, участники рынка и эксперты вновь подняли вопрос о том, будет ли государство сдерживать цены на бензин и если будет, то как?
Вице-премьер Дмитрий Козак уже заявил, что не видит оснований продлевать действующие соглашения о «заморозке» цен на топливо на внутреннем рынке, поскольку предпосылок для этого нет. «Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство, и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо выше равномерного ежемесячного темпа мы выполним. До конца года рост стоимости не должен превышать текущих темпов инфляции», — пообещал вице-премьер.
Сами нефтяники также уже начали высказываться в пользу отмены заморозки. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил надежду на возврат «к рыночным формам регулирования и принципам ценообразования». Оценив эти заявления, в Центре исследований реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова (ЦИПРЭ), посчитали, что отказ от продления действующего соглашения не приведет к росту цен на топливо топлива выше уровня инфляции, спрогнозированного ЦБ России, а это 4,7%.
В правительстве тем временем уже готовят новые предложения для нефтяных компаний, которые должны убедить последних продолжать сдерживать рост цен на заправках. В ЦИПРЭ прогнозируют, что эти предложения коснутся рынка нефтепродуктов в целом, но при этом будут направлены на то, чтобы цены для конечного потребителя остались «на приемлемом уровне и были прогнозируемыми». Применяемый сейчас для этих целей демпфирующий механизм представляет из себя систему выплат компаниям обратного акциза на нефть с надбавкой. Такая схема позволяет снизить влияние мировых