Принять себя: легко сказать, но что мешает?
«Прими и полюби себя» — рекомендация, которую дает каждый первый начинающий психотерапевт. Более опытные таких советов не дают, потому что… Легко сказать! Но что конкретно делать? Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное, далекое от идеала?
Я преподаю практики оздоравливающего цигуна, преуспеть в которых можно с помощью, казалось бы, совсем простого навыка: принимать тело таким, какое оно есть, и помогать ему меняться к лучшему. Звучит логично, да?
Что же происходит на самом деле? У каждого из нас есть те или иные стереотипы, каким должно быть тело. Мы смотрим на подтянутых людей с кубиками на прессе и думаем, что нам кубики тоже бы не помешали. Как этого добиться? Делать упражнения на пресс. Способны ли мы на это? Вполне. Поехали!
А теперь представьте, что ваше тело — отдельное существо со своими приоритетами, ритмами и привычками. Вы подходите к нему и говорите: ну-ка быстро лег и начал качать пресс 120 раз подряд. Звучит немного дико, не так ли? Мы вряд ли позволим себе так обращаться с другим человеком: скорее, спросим его, как он себя чувствует, уточним, хочет ли он вообще заниматься, проверим, как ему там в процессе — комфортно, не больно, не страшно?
К своему же телу мы относимся как к послушному рабу: хочешь не хочешь, а мне нужны кубики! Лишние эмоции задвигаем, болевые ощущения игнорируем.
Нейтральное внимание
Как в рамках цигуна учат принимать собственное тело? Для китайской традиционной медицины характерна идея о том, что в теле обитает жизненный дух Шен. Слово «дух» звучит загадочно, но это весьма приблизительный перевод с китайского. У этого слова есть десятки значений. Одно из них — вполне понятное западному человеку «нейтральное внимание».
Мы умеем погружаться сконцентрированным нейтральным вниманием, например, в созерцание заката. Иногда — при хорошем стечении обстоятельств — в творческую работу. Все прочие мысли как будто исчезают, не вызывают лишних эмоций. Остается только чистое действие.