Что смотреть вечером: 6 главных фильмов Вима Вендерса
2 февраля в российский прокат вышли «Идеальные дни» Вима Вендерса — зарисовка о мойщике токийских туалетов, который дружит с деревом и слушает Лу Рида. Лента участвовала в основной программе Каннского фестиваля, взяла главную актерскую награду, а затем стала первой в истории картиной, снятой немцем и при этом выдвинутой Японией на «Оскар». В честь премьеры кинокритик Илья Верхоглядов вспоминает другие фильмы европейского классика, которые отлично подойдут для знакомства с его творчеством.
«Алиса в городах» / Alice in den Städten (1973)
Жанр: драма
В ролях: Рюдигер Фоглер, Йелла Роттлэндер, Лиза Кройцер, Эдда Кёхль
Немецкий газетчик Филипп Винтер колесит по Штатам, сочиняя путевой очерк и щелкая на полароид хмурые североамериканские ландшафты. Поездка (как и текст) не ладится: сельские пейзажи однообразны и скучны, в мегаполисах глаза устают от мельтешения рекламы. Дни напролет герой мчит по пустынным хайвеям и чахнет от одиночества. Наконец, редакция отзывает задание. Усталый Винтер, собравшись в обратный рейс, встречает в аэропорту немку Лизу и ее маленькую дочь Алису. Женщина, терзаемая личными проблемами, в последний момент сходит с самолета и оставляет Винтера наедине с девочкой. Потерянный, без гроша в кармане, теперь он вынужден доставить Алису к бабушке, которая живет то ли в Вуппертале, то ли в Рурштадте, то ли в Мюнхене.
Вим Вендерс рассказывал: «Я стараюсь путешествовать, чтобы сохранять в себе любимые города. Главная причина — возможность установить личную связь с городом». Удивительно, но у Винтера никакой «личной связи» с местом не возникает: американские просторы дышат спокойствием и безразличием, в душе путника они не оставляют никакого следа. То же можно сказать о других героях дорожной трилогии: помимо «Алисы», туда входит «Ложное движение» (это адаптация гетевского «Вильгельма Мейстера», перенесенного в современность) и «С течением времени». Путевые впечатления не учат их новому и не лечат их одинокие души, поэтому все road-movies Вендерса проникнуты ощущением щемящей тоски. Его пейзажи всегда одушевлены, наделены характером, в «Алисе» же они предельно холодны и безучастны. Подобная психогеография — важная черта раннего Вендерса. Благодаря ей он обрел свой режиссерский голос и отошел от подражаний Хичкоку и Кассаветису, которые можно заметить в его первых полнометражных работах.
«Париж, Техас» / Paris, Texas (1984)
Жанр: драма
В ролях: Гарри Дин Стэнтон, Настасья Кински, Сэм Берри, Бернхард Викки
Из пустоты техасского зноя выплывает молчун-отшельник Трэвис Хендерсон с рослой щетиной и жухлой фотографией некоего таинственного пустыря. На снимке — купленный участок в Париже, штат Техас; когда-то на этой полузабытой земле встретились и расстались его родители. С тех пор Трэвис возмужал, женился и родил сына, но и этот союз распался. Теперь в душе героя — тот же угрюмый пейзаж, что и в прериях американского юга, измученного суховеем и жгучим солнцем. Вскоре его находит брат Уолт Хендерсон: он сажает Трэвиса в авто и везет его в далекий Лос-Анджелес. Там героя ждет брошенный сын Хантер и слабая надежда на воссоединение с любимой.
С точки зрения режиссера, для вечного гомеровского сюжета — о тоске по дому и возвращении к любимой — не подходят европейские ландшафты. Чтобы его экранизировать, нужно снимать американский Запад. Поэтому, прочитав в начале 1980-х впервые в жизни «Одиссею», Вендерс сочиняет мелодраматический сюжет и находит для него пустынный сеттинг недалеко от границы с Оклахомой. По сюжету герой, совершая путь из бесплодной земли в оживленный даунтаун, спасается от одичалого существования и возвращается к осмысленной социальной жизни. В этом плане «Париж, Техас», в отличие от немецкой трилогии, полностью соответствует канонам road-movie: смена пейзажей здесь полностью отзеркаливает внутреннее преображение героя. В 1984 году фильм взял «Золотую ветвь» в Каннах