Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию
В проекте «Местные» мы рассказываем истории о людях, которые развивают свой бизнес не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. Незаметно для окружающих и авторов исследований о благотворительности они превращают заброшенные руины в музеи, в чистом поле создают современные общественные парки, возрождают исчезнувшие деревни, изобретают и продвигают новые виды спорта, восстанавливают памятники архитектуры. 16 историй предпринимателей из регионов — в фоторепортаже Forbes.
В Мировом индексе благотворительности World Giving Index Россия в 2022 году переместилась с 67-го на 30-е место. По данным совместного исследования Sber Private Banking, Philin Philgood и Frank RG, государство, корпорации и частные лица направили в 2021 году на благотворительность 360–380 млрд рублей. 245 млрд рублей из этих средств приходится на корпоративную социальную ответственность бизнеса, 59 млрд рублей — на «белую» (так ее называют исследователи) благотворительность частных лиц через некоммерческие организации.
Прямая адресная помощь частных лиц в размере 16–36 млрд рублей в исследовании отнесена к «серой», вот как раз в этой зоне и находятся герои нашего проекта «Местные»*. В нем мы рассказываем истории о людях, которые развивают свой бизнес не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг. Незаметно для окружающих и авторов исследований о благотворительности они превращают заброшенные руины в музеи, в чистом поле создают современные общественные парки, возрождают исчезнувшие деревни, изобретают и продвигают новые виды спорта, восстанавливают памятники архитектуры.
Многие начинали свои проекты, не задумываясь о будущих расходах и возврате потраченных средств, но построенное и возведенное на их деньги неожиданно начинало генерировать прибыль.
Например, парк «Кудыкина гора» в Липецкой области, который строился для детей сотрудников агрохолдинга «Аврора» и местных жителей, сейчас принимает 500 000 туристов в год и в этом году заработает 315 млн рублей. Заурбек Цаллагов решил, казалось бы, просто восстановить разрушенные родовые башни в горах Северной Осетии, а в итоге получился один из главных туристических объектов республики. Музыкант Дмитрий Кузнецов предложил руководству Рыбинска изменить облик города, заменив современные вывески на стилизованные под старину, и проект оказался настолько удачным, что теперь компания уже предпринимателя Кузнецова «Рыбинские вывески» помогает преобразить другие города России. А основатель компании «Экоофис» Андрей Ковалев восстанавливает заброшенную усадьбу Гребнево в Подмосковье и считает, что проект вряд ли когда-нибудь окупится. Но он только в начале пути. Вполне возможно, что и этот памятник федерального значения со временем начнет отдавать долг за свое возрождение.
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй об отечественных предпринимателях. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг. В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.
Преобразование городской среды в Рыбинске
Место/регион: Рыбинск / Ярославская обл.
Население: 179 575 человек
Предприниматель: Дмитрий Кузнецов, основатель компании «Рыбинские вывески»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 36-е
Музыкант и предприниматель Дмитрий Кузнецов родился в Рыбинске. Он занимался организацией фестивалей и культурных проектов и для одного из них в 2015 году делал афишу, стилизованную под старину. Изучал старые фотографии Рыбинска, его очаровали купеческие вывески XIX века. «Я подумал: заменить бы все пластиковые вывески на сделанные вручную», — вспоминает Кузнецов. В 2016-м в Рыбинск пришла команда нового мэра, и она искала идеи для реконструкции города и развития туризма. Кузнецов подготовил пакет идей, как с помощью вывесок преобразить Рыбинск, создав атмосферу купеческого города XIX века.
Проект начали реализовывать с городской Красной площади: вначале стилизованные вывески делали из пластика, что огорчало Кузнецова. Он считает, что вывеску должен создавать художник или ремесленник из натуральных материалов. И такая возможность — сделать вывеску для букмекерской конторы — представилась в 2018 году. Кузнецов попросил клиентов оплатить только материалы, остальные расходы взял на себя. Делали вывеску вместе с соседом-мастером в холодном гараже — из железа и дерева, с позолотой. Результат так понравился властям, что концепцию решили распространить на весь центр города. Кузнецов создал дизайн-код для проекта по улице Стоялой, где проводили реконструкцию, он же разработал и колористику фасадов.
Когда к его команде присоединилась художница Нина Матвеева, появились первые «живые» работы. К 2022 году вывески в Рыбинске сменили не только маленькие магазины, но и сетевые компании: «Бристоль», «Магнит Косметик», ВТБ, «ВкусВилл». Всех предпринимателей обязали согласовывать проекты вывесок с властями. В Рыбинск потянулись туристы: в 2017 году город посетили 100 000 человек, в 2022-м — около 600 000. Кузнецов основал ООО «Рыбинские вывески», и теперь его команда помогает преобразить другие города: Ирбит, Вышний Волочек, Тутаев. Он говорит, что это не бизнес-проект, главное для него — улучшить городскую среду, сделать так, чтобы вывеска заинтересовала пешехода, вступила с ним в диалог.
Создание этнохутора и музея казачьего быта в Ростовской области
Место/регион: Старозолотовский / Ростовская обл.
Население: 45 человек
Предприниматели: Ирина Узденова и Али Узденов, старший управляющий партнер АФК «Система»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 17-е
В 1999 году бизнесмен Али Узденов и его жена Ирина купили казачий домик с 2 га земли на хуторе Старозолотовском в Ростовской области. Поначалу супруги планировали использовать его как дачу. Хутор был умирающим: ни воды, ни газа, ни дорог, ни рабочих мест, вспоминает Ирина Узденова. Казачьи традиции и живописные места так запали в сердце, что супруги решили спасти хутор. На семейном совете приняли решение ничего радикально не менять, а восстановить его исторический облик, объясняет Ирина. Провели дороги, газ, укрепили берег Дона — до этого село сползало в реку, восстановили Остробрамскую церковь. На месте домиков, которые нельзя было реновировать, строили такие же традиционные хаты с печами, плетнями, с крышами из камыша. В 2015 году рядом с хутором появился этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон», который начался с перевозки сюда декораций со съемок телесериала «Тихий Дон».
Фильм снимал режиссер Сергей Урсуляк, а Али Узденов был сопродюсером. Курени шолоховских семей восстановили традиционным способом с использованием глины, песка, навоза и соломы. Теперь в музее около 2000 экспонатов: одежда, мебель, посуда, предметы казачьего быта. В летний сезон в Старозолотовский приезжают до 500 человек в день. На хуторе есть ресторан, ферма, гостевые дома, но мест в пиковые дни не хватает, и номерной фонд планируется расширить. Сейчас на хуторе около 40 сотрудников, еще 14 человек работают в музее. Пять лет назад здесь появились поля с лавандой, а недавно с улиц решили убрать телеграфные столбы, чтобы они не портили вид. Супруги поддерживают местную школу, танцевальный коллектив и ростовский народный промысел — производство семикаракорской керамики. На хуторе проводят мастер-классы по приготовлению калачей и курников, лекции, поэтические вечера и фестивали колокольного звона. Проект пока не окупился, но Узденовы такой цели себе и не ставили.
Культурный кластер на заброшенном заводе в Сысерти
Место/регион: Сысерть / Свердловская обл.
Население: 20 436 человек
Предприниматель: Ян Кожан
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 7-е
Екатеринбуржцу Яну Кожану 38 лет, он окончил математико-механический факультет Уральского федерального университета. Но по специальности не работал: с 2013 года вместе с партнером Андреем Фроловым развивал сеть коворкингов «Соль» в Екатеринбурге, а в 2017-м стал совладельцем бургерных «Огонь» и проекта «Огонь.Пляж».
Впоследствии Кожан отошел от ресторанного бизнеса — его увлекла тема туризма на Урале. Он создал проект «Урал не за горами» с сайтом и аккаунтом в соцсетях, где стал делиться интересными местами и историей региона. Со временем, как рассказывает Кожан, его заметили местные чиновники и предложили разработать стратегию развития туризма в Свердловской области, крупнейшем регионе Урала. Предприниматель взялся за дело и в 2017-м выиграл тендер почти на 1,5 млн рублей на разработку турмаршрутов. Кожан решил развивать территорию через заводы — вокруг них формировались уральские населенные пункты.
И обратил внимание на город Сысерть. Его история началась с железоделательного завода, но в 2000-е он пришел в запустение. Кожан захотел вдохнуть в него новую жизнь — так появилось «Агентство развития Сысерти» и проект «На заводе» (в партнерстве с Ильей Орловым-Буниным). В 2020-м команда Кожана выиграла президентский грант и организовала в Сысерти первый фестиваль «Лето на заводе» с воркшопами и экскурсиями. Активисты вывезли мусор, возвели летнюю сцену, фудкорт, музей. За месяц фестиваль посетили 20 000 человек, он стал регулярным. Инициативы агентства вышли за пределы одного завода. Выиграв очередной грант, команда благоустроила набережную исторического центра города. Недавно она придумала новый экспериментальный проект «Антихрупкость» на базе действующего завода «Фарфор Сысерти». Идея — создавать современные изделия по дизайну приглашенных художников. По задумке создателей, это поможет привлечь молодых покупателей. Первую коллекцию кружек, расписанных по мотивам зданий — памятников конструктивизма в Екатеринбурге, для проекта разработал бывший руководитель отдела коммуникаций и дизайна интерьера IKEA Федор Колпаков.
Развитие туриндустрии в Торжке и других старинных городах
Место/регион: Торжок / Тверская обл.
Население: 40 172 человека
Предприниматель: Татьяна Соколова, основатель агентства путешествий «Экспедиция в Торжок»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 55-е
Бывший бухгалтер-экономист Татьяна Соколова в 2016 году создала проект «Экспедиция в Торжок», который возит москвичей в этнографические путешествия по малым городам и помогает развивать в провинции туристическую инфраструктуру. На каждом маршруте предпринимательница находит интересных ремесленников, краеведов, рестораторов и отельеров, и 90% бюджета участники экспедиций оставляют в городах. Соколова родом из Торжка и начинала бизнес с развития собственного бухгалтерского агентства, потом вместе с мужем открыла сеть офисных центров «Деловой».
Однажды ее заинтересовал феномен малых городов. «Крупный город — сложная система, а маленький — такой же предпринимательский проект, его тоже можно прокачать», — объясняет Татьяна. Однажды ей попалась презентация о развитии Торжка через туризм, идея ее зацепила. Сначала она организовала туры в родной город: разработала глубокую тематическую программу на два выходных дня, продумала удобную логистику. Кроме храмов и монастырей, в Торжке много интересного, есть свои гастробренды: пожарская котлета и новоторжская пастила. Небанальные маршруты стали пользоваться спросом.
В 2016 году «Экспедиции» удалось собрать 10 туров, в следующем — уже 20. В 2018-м стало понятно, что надо делать программы в другие города Тверской области: Старицу, Лихославль, Кимры, Бежецк, Торопец. В 2020-м случился бум — из-за пандемии внутренний туризм начал набирать обороты. И проект вышел за границы области: путешественников начали возить в Рязань, Смоленск, малые города Ярославской и Новгородской областей. В 2022 году Татьяна организовала 270 экспедиций более чем в 30 старинных городов. Разработка нового маршрута порой занимает год, но усилия окупаются: в прошлом году выручка проекта достигла 50 млн рублей. Соколова выкупила ресторан и отель «Оникс» в Торжке: здесь останавливаются ее путешественники. «Была идея вложиться в новый офисный центр в Москве, — признается она. — Но, когда я узнала, что в родном городе продается ресторанно-гостиничный комплекс, выбрала Торжок».