Будущее не там, где хайп: почему в e-commerce не приживаются сенсационные новинки
Многие хайповые технологии для пользователей площадок e-commerce существуют только в новостях об очередном эксперименте Amazon. Но это вовсе не значит, что новым технологиям в отрасли вообще нет места
Когда заходит разговор о будущем онлайн-ретейла, непременно звучат упоминания о дронах, роботах и голосовых помощниках. Похожа ли реальность на футуристические фантазии? Опыт недавних экспериментов свидетельствует, что высокие технологии реально работают в e-commerce, однако это совсем не те новинки, о которых было больше всего шума в интернете и СМИ.
Где кнопка?
Amazon перестал поддерживать физические кнопки Amazon Dash 31 августа — так закончилась история гаджета, который в свое время (а кнопка появилась в продаже в 2015 году) для многих символизировал будущее e-commerce.
Казалось бы, Amazon Dash должна была одним своим видом напоминать людям о том, что пора бы купить стиральный порошок, да и средство для мытья посуды вот-вот закончится. Но дьявол, как водится, в деталях. Одна кнопка — один товар. И если вдруг вместо лавандового кондиционера вам нужен ромашковый, кнопка уже не поможет. Ровно то же произойдет, если вы наклеили кнопку с напоминанием о средстве для мытья посуды в ванной, потому что шкафчик на кухне слишком красивый — пока вы доберетесь до кнопки, необходимость заказать моющее средство перестанет быть острой. Проще говоря, вне контекста кнопка не работает.
А что работает? На смену все той же кнопке придет подписка Amazon Subscribe & Save, которая позволяет членам Prime экономить на повторяющихся товарах (а Amazon — продавать больше подписок Prime). А еще работают рассылки и уведомления с напоминаниями о том, что у вас кончается купленная месяц назад зубная паста или заказанный на прошлой неделе наполнитель для кошачьего лотка.
Если попросить по-человечески
В новогодние праздники колонка Echo Dot от Amazon со встроенным ассистентом Alexa стала самым продаваемым продуктом компании в Северной Америке. Но только малая часть ее обладателей использует колонку для совершения покупок — по данным опубликованного в середине 2018 года исследования The Information, лишь 2% просят Alexa что-нибудь купить.
Оформлять заказ при помощи Siri или «Алисы» пока не очень удобно: возможных вариантов фраз слишком много. Попробуйте заказать что-то у современного голосового помощника — и вы поймете, что люди так не говорят. Сейчас целевая аудитория голосовых помощников — энтузиасты, готовые преодолеть непонимание алгоритма и сделать заказ в любом случае. Их мотивирует вера в то, что именно их усилия помогли голосовому ассистенту стать «нормальным».