Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков
Российский рынок онлайн-ретейла быстро растет, однако чтобы занять значительную долю розничной торговли, ему придется решить несколько проблем. Некоторые рецепты можно позаимствовать у восточных соседей
Российский рынок e-commerce растет впечатляющими темпами: в 2018 году он увеличился на 59%. Это самые высокие темпы роста с 2010 года. Но до того, чтобы занять значимую долю на рынке, российскому e-commerce еще далеко. Сейчас это 5,3% в общем обороте розничной торговли, тогда как в Китае этот показатель составляет 22,3%.
Китай сегодня — самый развитый рынок электронной торговли: в мировом обороте e-commerce доля Китая составила $1,5 трлн из $2,4 трлн. Российский рынок в десятки раз меньше, однако сравнивать их все же имеет смысл: эти два рынка растут похожими темпами, хотя в Китае период бурного роста (от 49 до 70% в год) прошел раньше — еще в 2012 году. Кроме того, китайские и российские пользователи во многом похожи. Например, китайцы и россияне более консервативны, чем американские и европейские пользователи. В чем же отстает российский рынок онлайн-торговли, и чему стоит поучиться у китайских игроков?
Далеко за горизонтом: ощущение безопасности у пользователя
Чем больше товаров, тем сложнее клиенту разбираться в них. В России лишь у малой доли интернет-магазинов есть продвинутый поиск, детальные фотографии и удобные инструменты для сбора оценок и отзывов. А именно это создает чувство безопасности у покупателя, что влияет на его решение о покупке.
Тем временем на Aliexpress есть рейтинги, оценки, большие фотографии с разных ракурсов и удобная система открытия споров и обращений в сервисную поддержку. Это стандартный функционал для большинства китайских онлайн-магазинов, который появился, поскольку на большом рынке неизбежны поддельные и некачественные товары. Репутация, которую магазины нарабатывают этими инструментами, ценится настолько высоко, что если магазин закрылся, его витрину могут выкупить: ценность потребительского доверия очень велика.
В России институт репутации особого значения не имеет — покупателей часто не оповещают о закрытии или заморозке магазина. При этом именно доверие могло бы повлиять на клиентскую лояльность и качественно изменить российский рынок интернет-торговли. Однако для этого надо серьезно вкладываться в соответствующие инструменты.